В мозгах россиян завелись европейские тараканы

Читать в полной версии →
Из-за постоянных стрессов европейцы спиваются, вешаются и сходят с ума. Оказалось, это заразно – тревога разлита в воздухе, и самые дикие способы расстаться с жизнью копируют жители разных стран




Угрозой спиться россиян, наверно, не напугать. А вот перспектива сойти с ума им вряд ли придется по душе. Однако деваться, похоже, некуда. Виноват глобальный кризис, или даже не столько сам кризис, сколько его ожидания. По наблюдениям западных психиатров, рост психических расстройств, алкоголизма и наркотической зависимости за последнее время сильно ускорился.

Премьер-министр Италии Марио Монти заявил недавно, что европейцам грозит "психологический распад". "Психологический кризис Европы рикошетом может задеть и нас, – говорит российский психолог Марк Сандомирский. – Наконец-то, власть (пока только западная) публично обращает внимание на психологическое состояние общества. И это, несомненно, прогресс. Однако она исходит из теории "рациональных ожиданий", полагая, что люди будут действовать предсказуемо, планомерно, исходя из рациональных мотивов. Увы, на самом деле поведение масс в условиях кризиса почти всегда оказывается иррациональным, спонтанным".

В Европе призывают "освободиться от иллюзий и покрепче затянуть пояса". Однако именно в такие смутные времена массы теряют контроль над эмоциями, вместо тактических решений в сознании людей побеждает наивно-детское "Хочу сегодня, хочу сейчас!".

Психологи считают, что подобные изменения сознания привели к тому, что в ряде европейских стран сегодня появилось новое "увлечение": люди обливают себя бензином и поджигают.

Самосожжение как способ самоубийства – самый одиозный и амбициозный одновременно: с одной стороны, самосожженец обращает на себя внимание публики, с другой – пытается этим своим актом добиться справедливости, порой даже мирового масштаба.

Сандомирский уверяет: умирать самосожженцы чаще всего не собираются: "Каждый из них обманывает себя иллюзией, что выживет, и заодно путем привлечения внимания сможет решить определенную проблему".

Однако эта цель чаще всего не бывает достигнута. Так, 4 июля на площади Ленина в центре Брянска поджег себя ограбленный предприниматель Вадим Кибальчич – таким образом он протестовал против бездействия правоохранительных органов. После акта самосожжения бездействовать меньше они не стали.

В Новосибирске женщина сожгла себя в приемной "Единой России".

Совсем свежий случай: 1 августа в Кемеровской области устроил акт самосожжения 48-летний мужчина. Причиной послужила ссора с женой. В тот же день он умер в реанимационном отделении больницы.

В волне самосожжений, прокатившейся летом по России, психиатры и психологи обвиняют зарубежных самосожженцев, заразивших весь мир своими акциями. Впрочем, в России таким способом протестовать сложнее – в учебниках по психиатрии черным по белому написано, что к самосожжению способны только психически больные люди. А кто же будет обращать внимание на требования психически больного?

Рост числа самосожженцев, требующих что-то сейчас и сразу, также является отражением общей тенденции, считает Сандомирский. "Применительно к России подобное стремление жить сегодняшним днем чревато тем, что в условиях падения цен на нефть вероятно возникновение в массах паники. При этом рухнуть может вся система, и государство развалится", переживает психолог.


Обсудить на Facebook

Аделаида СИГИДА |
Выбор читателей