ФОТО: depositphotos.com |
По мнению Голомолзина, текущий рост стоимости топлива обусловлен подорожанием нефти на мировом рынке и сезонными факторами, однако государство имеет эффективные механизмы, позволяющие стабилизировать цены. "Это, в частности, таможенно-тарифное регулирование", - пояснил замглавы ФАС. По его словам, пошлины уже установлены на очень высоком уровне, и государство имеет возможность менять их ежемесячно, что позволяет оперативно реагировать на ситуацию.
"Не должна болеть голова у автомобилиста, смотря телевизор и видя, что на мировых рынках цены подскочили. Он должен понимать, что государство применяет соответствующие меры защиты внутреннего рынка и гибкое налогообложение", - заявил Голомолзин. Поэтому, заключил он, ажиотажа на этом рынке ожидать не стоит: "в этом смысле ситуация достаточно стабильная".
В то же время, согласно данным Росстата, потребительские цены на бензин растут уже три недели подряд, начиная с середины августа, тогда как до этого на протяжении предыдущих семи недель они оставались неизменными. Так, с 27 августа по 2 сентября средняя цена бензина в России выросла на 0,4% и достигла 27,56 рубля за литр.
Надо признать, что замглавы ФАС нисколько не солгал, указав на отсутствие прямой зависимости между мировыми ценами на нефть и стоимостью топлива на бензоколонках. Причины нынешнего скачка цен связаны, прежде всего, с наступлением осени и окончанием отпускного сезона, что неизбежно ведет к увеличению количества автомобильных перевозок. Однако обеспокоенность населения вызывает вовсе не этот вполне объяснимый сезонный рост, а общий долгосрочный повышательный тренд, сложившийся на топливном рынке и тот факт, что цены на горючее находятся сегодня на исключительно пиковых уровнях.
Имея в своем распоряжении налогово-акцизные инструменты, государство предпочитает бороться, прежде всего, с локальными явлениями на рынке, не пытаясь изменить общего тренда. В условиях сравнительно благополучной общей экономической ситуации, высокого уровня доходов населения и на фоне продолжающейся автомобилизации высокий уровень цен на бензин не выглядит критическим. Однако это вовсе не значит, что страдать от роста цен на бензин будут лишь состоятельные граждане - владельцы личного автотранспорта.
Для всего остального населения последствия такой политики могут оказаться весьма печальными, так как топливо лежит в основе цепочки ценообразования для практически всех потребляемых гражданами товаров, цены на которые неизбежно будут расти.