Великая газовая возня оживилась

Читать в полной версии →
Проект Nabucco распался на две части: TANAP, который пройдет по территории Турции, и Nabucco-West от турецких границ до Австрии. В таком виде "Южный энергетический коридор" выглядит уже не столь страшно


ФОТО: AP



Европа и Турция в очередной раз пытаются подключить Туркмению к газотранспортным проектам в рамках создания "Южного энергетического коридора". Похоже, что без закаспийского газа все эти проекты в обход России нежизнеспособны.

В начале сентября в Ашхабаде состоялась встреча министров энергетики Азербайджана, Турции и Туркмении, а также представителей Еврокомиссии. Обсуждалась возможность поставок туркменского газа по Трансанатолийскому газопроводу (Trans Anadolu Pipeline, TANAP). Пока он существует только в проекте: Турция и Азербайджан подписали межправительственное соглашение о строительстве в конце июня этого года. Труба мощностью 16 млрд кубометров в год должна пройти от турецко-грузинской границы до западных границ Турции, при этом отчасти будет задействована уже имеющаяся инфраструктура. Стоимость проекта оценивается в $7 млрд, причем 80%-я доля в нем будет принадлежать турецкой компании BOTAS, а 20%-я – Азербайджану. Построить трубу планируют к 2018 году. В дальнейшем пропускную способность TANAP можно будет увеличить до 30, а возможно и до 60 млрд кубометров в год.

Напомним, недавно Европа, Турция и их каспийские партнеры вынашивали более амбициозный проект – газопровод Nabucco. Он должен был протянуться на 4 тыс. км из Азербайджана в Австрию и поставлять более 30 млрд кубометров газа в год. Однако этому проекту не суждено было добраться до стадии реализации: инвесторов останавливала как запредельная его стоимость (порядка $13 млрд), так и отсутствие гарантированной сырьевой базы: азербайджанского газа явно не хватит, туркменский – за морем, иранский – под санкциями. Даже мощная политическая поддержка со стороны Евросоюза не помогла решить эту проблему.

Тем не менее у европейских компаний и политиков осталось желание проложить трубу от Каспия до Балкан минуя Россию. Так что в итоге проект Nabucco не умер, а, по сути, распался на две части: TANAP, который пройдет по территории Турции, и Nabucco-West (мощностью так же 16 млрд куб. метров в год) от турецких границ до Австрии. В таком виде "Южный энергетический коридор" выглядит уже не столь страшно для инвесторов, и к тому же его части вполне могут существовать по отдельности.

И с сырьевой базой проблема, по идее, снимается. В 2017 г. должна начаться добыча газа в рамках второй очереди разработки азербайджанского месторождения "Шах-Дениз". Там предполагается на первых порах добывать 16 млрд кубометров в год – как раз столько, сколько составляет мощность TANAP и Nabucco-West. Зачем же понадобилось вновь призывать на помощь Туркмению?

Дело в том, что как минимум на 6 млрд кубометров из второй очереди "Шах-Дениза" претендует Турция: в настоящее время она закупает газ только в России и в Иране и тоже хочет диверсифицировать поставки. К тому же она является основным участником Трансанатолийского проекта, так что с ней не поспоришь. Таким образом, Европе остается только 10 млрд кубов азербайджанского газа, что маловато даже для Nabucco-West. В дальнейшем, правда, Азербайджан обещает еще нарастить добычу – до 30 млрд кубов в год к 2030 году. Однако это пока слишком далекие и сомнительные перспективы, чтобы начинать под них реализацию дорогостоящего проекта. Так что приходится обращаться к газодобывающим державам по ту сторону Каспийского моря.

Туркмения весьма перспективный партнер с этой точки зрения. По запасам газа она входит в четверку мировых лидеров и, не скупясь, обещает свой газ направо и налево. А точнее, на запад, на восток и на юг – соответственно, Евросоюзу, Китаю и Индии с Пакистаном. В реальности же поставки осуществляются пока в Россию (в последние годы они сократились с 50 до 10 млрд кубометров), Китай (газопровод через территорию Казахстана был запущен в конце 2009 г., и с тех пор по нему поставлено уже более 30 млрд кубометров) и Иран (около 5 млрд кубометров в год). К разряду "газовых обещаний" Ашхабада относятся: соглашение с Китаем об увеличении объемов ежегодного экспорта до 65 млрд кубометров, договоренности о поставках 28 млрд кубометров газа в Пакистан и Индию по еще не построенному газопроводу ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия) и, естественно, многократные заверения о готовности участвовать в наполнении "Южного энергетического коридора", ведущего в Европу.

Именно такое заверение в очередной раз услышали представители Турции и ЕС на днях в Ахшабаде. Вместе с тем оно немногого стоит – со времен Туркменбаши республика остается верна своему принципу: продавать газ на границе. Все попытки раскрутить Туркмению на участие в каких-либо газотранспортных проектах до сих пор успеха не имели. Что же касается западного направления, то оно в этом смысле наименее перспективно. Ведь чтобы туркменский газ достиг исходной точки маршрута TANAP и Nabucco-West, ему нужно преодолеть Каспийское море. Но с севера к нему выходит Россия, а с юга – Иран. Обе страны по известным причинам не рассматриваются в качестве потенциальных партнеров по "коридору". Остается прокладывать трубу напрямую в Азербайджан по дну моря. А это практически нереально: во-первых, дорого. Во-вторых, напряжно с правовой точки зрения: статус Каспия до сих пор не урегулирован, и осуществлять такие проекты без согласия всех прикаспийских держав (включая те же Иран и Россию) нельзя. А в-третьих, между Туркменией с Азербайджаном продолжается спор о разграничении акватории и шельфа Каспийского моря. И в Баку были бы совсем не рады перспективам появления по эту сторону Каспия туркменского газа, который, кстати, может быть воспринят здесь как конкурирующий товар.

Что же делать в такой ситуации? Строить на Каспии мощности по сжижению и регазификации, а также танкеры-газовозы? Это сделает и без того недешевый туркменский газ просто золотым. Подключать к проекту Россию или Иран? Россия только этого и ждет – чтобы затем закачать туркменский газ отнюдь не в TANAP, а в свой "Южный поток", похоронив тем самым саму идею "Южного коридора". Иран в этом смысле более подходящий партнер: он был бы не прочь стать транзитным звеном между Туркменией и Турцией. Еще бы и свой собственный газ "долил" в Трансанатолийскую трубу. Но кто же пустит его туда при нынешнем-то политическом противостоянии всему Западу? Остается, видимо, газопроводам TANAP и Nabucco-West довольствоваться азербайджанским газом, а их операторам – надолго забыть о планах увеличения пропускной способности этих труб. Туркменский же газ будут, как и прежде, делить между собой Россия, Иран и Китай. Причем последний получит львиную его долю.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей