Картину Ван Гога просветили рентгеном

Читать в полной версии →
Ученые выяснили, почему цветы на картине великого художника из желтых стали коричневыми. Во всем виноват неправильный лак, которым полотно покрыли уже после смерти Ван Гога


ФОТО: http://www.kmm.nl/



Ученым удалось разобраться в загадочных превращениях, которые происходят с картиной Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе". Когда-то лимонно-желтые, изображенные великим художником цветы теперь стали коричневыми.

Странным химическим эффектом заинтересовались специалисты из университета Антверпена. Химикам было известно, что желтый пигмент - сульфид кадмия - меняет цвет при взаимодействии с воздухом. Это неизбежно, и со временем желтый цвет тускнеет и покрывается белой полупрозрачной пленкой. С точки зрения химии это объясняется тем, что молекулы кислорода окисляют серу, сообщает BBC.

Тем не менее, налет на цветах Ван Гога был не светлым, а темным. Чтобы разобраться в этом феномене, специалисты взяли с картины небольшой кусочек краски и послали его коллегам во Франции и Германии, которые просветили вещество рентгеновскими лучами. В итоге выяснилось, что на картине присутствует постороннее вещество - оксалат кадмия, которого там не должно было быть. Обычно оно входило в состав лаков, которым покрывали картины, но Ван Гог этого никогда не делал.

Специалисты по творчеству художника завершили расследование, рассказав, откуда на "Цветах в голубой вазе" взялся посторонний лак. После смерти импрессиониста картина попала в руки коллекционеров, которые решили покрыть ее лаком для сохранности. При этом они не подумали или не знали, что лак вступит в химическую реакцию с краской и в результате полотну великого художника будет нанесен серьезный ущерб.

"Многие из картин, которые Винсент написал во время парижского периода, были покрыты неправильным лаком и снятие этого покрытия является одной из самых сложных задач, с которой сталкиваются реставраторы работ Ван Гога во всех странах мира. Информация, которую предоставили нам Янсенс и его коллеги, жизненно необходима для принятия тяжелых решений, которые нам приходится порой делать при столь сложной очистке картин", - рассказала реставратор Элла Хендрикс из музея Ван Гога в Амстердаме.

Лидия ГРАДОВА |
Выбор читателей