ФОТО: ila-berlin |
Обычно немецкие авиасалоны проводились в мае по четным годам. Но в 2011 г. на сессии президиума Ассоциации аэрокосмической промышленности Германии (BDLI) было принято решение о переносе сроков проведения салона ILA-2012 на сентябрь. Это решение было связано с тем, что в июне в Париже по четным годам проводится салон вооружений "Евросатори-2012", а в июле в Лондоне авиационно-космический салон Фарнборо. Поэтому специалистам приходилось выбирать, куда ехать в первую очередь. Но поскольку выставка ILA всегда уступала по ряду причин (и по значимости, и по рейтингу) и Фарнборо, и Ле Бурже, и Дубаю, а по летной программе даже МАКСу, то ответ на этот вопрос становится вполне понятным.
Особых сенсаций ILA-2012 не принесла. Несмотря на то что сама канцлер Германии Ангела Меркель принимала участие в открытии салона и разрезала ленточку, большого ажиотажа это не вызвало ни у журналистов, ни у специалистов. Больше никого из руководителей стран, участвовавших в выставке, не наблюдалось. И даже президент России Владимир Путин, не упускающий возможности принять личное участие в такого вида мероприятиях, тоже не прилетел в Берлин, хотя до сих пор не известно, приглашали ли его вообще на этот салон.
Что же интересного можно было увидеть на ILA-2012? Наверное, это, прежде всего, полеты перспективного военно-транспортного самолета (ВТС) A400M. Именно на этом салоне он впервые поднялся в небо, после того как в одном из его двигателей TP400-D6 производства Europrop International обнаружили стружку в масле. Это произошло в ходе летных испытаний самолета незадолго до авиашоу "Фарнборо-2012". И российские остряки сразу заявили о том, что проблемы с качеством сборки авиадвигателей в объединенной Европе - производителе А400М такие же, как и в России, и западным двигателистам нечего хвастаться супернадежностью своих моторов: все бывает, тем более в испытательных полетах. При этом программа аналогичного А400М российско-украинского военного транспортного самолета Ан-70 по-прежнему под вопросом, хотя он взлетел раньше европейца почти на десять лет.
Пристальное внимание и зрителей, и посетителей салона привлекла впервые появившаяся на выставке специальная стоянка PLAZA, на которой разместились беспилотные летательные аппараты (БЛА) в основном зарубежные; Barracuda, Predator и Euro Hawk, Aladin), KZO и Luna. Российские БЛА были, как всегда, представлены макетами и плакатами. В специальной зоне аэродрома roger Airfield были представлены самолеты авиации общего назначения, в частности, впервые демонстрируемый немецкий электросамолет с солнечными батареями на крыле и оперении Elektra One Solar. Этот самолет даже сделал полет по кругу в течение шести минут. Однако эксперты утверждают, что такие летательные аппараты могут летать сутками, лишь бы солнце светило.
Чем же удивила Россия? В салоне прияли участие 57 российских организаций, в том числе ОАО "РСК "МиГ" и ОАО "ОПК "Оборонпром". И оба они представили достойную продукцию. Первый продемонстрировал легкий истребитель МиГ-35. Правда, он не летал на салоне и был представлен макетом, но своей ценности при этом не потерял. Он отличается от своего предшественника МиГ-29 качественно новыми характеристиками. Этот самолет поколения "4++" спроектирован для требовательных заказчиков, как в России, так и за рубежом, которые нуждаются в самолетах нового технологического уровня. Они должны превосходить и превосходят по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоят в воздушных боях самолетам пятого поколения.
МиГ-35 это - многофункциональный самолет, который, оставаясь по массово-габаритным параметрам в среднем классе, по эффективности и универсальности приближается к уровню лучших тяжелых истребителей. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования. Оно носило эволюционный характер: от модели к модели доля систем и приборов пятого поколения увеличивается. Совершенствование аэродинамики МиГ-29, позволило при проектировании МиГ-35 примерно на 50% увеличить внутренний запас топлива и в три раза – боевую нагрузку. На истребителе улучшены несущие свойства крыла и повышена прочность конструкции.
Его двигатели РД-33МК имеют повышенную на 10% тягу, увеличенную надежность и больший ресурс, бездымную камеру сгорания. Уже теперь никто не назовет этот самолет "курящим бандитом", как характеризовали некоторые западные злопыхатели МиГ-29 за дымный след, появляющийся за самолетом на некоторых режимах полета. Да, МиГ-35 не выиграл индийский тендер, но и последнего слова он еще не сказал.
Как ни странно, порадовали своими экспозициями и космические предприятия России. На стендах объединенной выставочной экспозиции организаций ракетно-космической промышленности были представлены макеты ракеты-носителя "Союз", космических аппаратов "Глонасс-К", "Луч-5А", "Бион-М", космических кораблей "Союз-ТМ", "Прогресс-М", приборы для демонстрации трехмерных фотографий из космоса, макеты стартовой платформы комплекса морского базирования "Морской старт" и стартового комплекса для РН "Союз". Правда, почти все они были разработаны еще в СССР, а последние аварии ракет-носителей очень сильно подорвали реноме российской космической промышленности.
Как всегда, порадовали российские вертолетостроители. На выставке третий производитель вертолетов в мире холдинг "Вертолеты России", входящий в "Оборонпром", представил актуальный модельный ряд вертолетов. Одна из наиболее востребованных моделей - Ка-32А11ВС - используется в странах Евросоюза для тушения сезонных летних пожаров. Помимо этого, на экспозиции холдинга были показаны перспективные многоцелевые вертолеты Ми-38 и Ка-62, а также новый средний Ми-171А2 - многоцелевой вертолет, разработанный на основе серии Ми-8/17.
О серьезности намерений холдинга говорит и заявление генерального директора "Вертолетов России" Дмитрия Петрова, в котором он утверждает, что "холдинг планирует увеличить на 25% - 30% объем своей деятельности в этом году и поставить заказчикам более 300 вертолетов" (в 2011 г. эта цифра составляла 262 вертолета). Также немаловажное значение для выхода холдинга на международные рынки капитала стала подготовка к размещению евробондов на сумму не меньше $300 млн к концу 2012 - началу 2013 года.
В конце хочется привести некоторые интересные факты из истории этого салона. Стоимость билетов для деловых посетителей на один день составляла €55, пропуска на три дня - €135. Для обычных посетителей стоимость разового билета не превышала €22. Для инвалидов, учеников, студентов билеты распространялись по смешной цене - €14 (если учесть, что средняя зарплата в Германии составляет €2 тыс., стипендия €600 - 700, пособие по инвалидности €800 - 1200). Система пропуска всех посетителей работала великолепно, как всегда: ни очередей, ни хамов–омоновцев или полицейских. Всего же на салоне побывали чуть больше 200 тысяч посетителей и специалистов.