ФОТО: АР |
На днях англо-голландская нефтегазовая корпорация Royal Dutch Shell, намеревавшаяся после 20-летнего перерыва возобновить добычу нефти на шельфе Аляски, была вынуждена отложить эти планы. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на сообщение компании, ей удалось побурить разведочную скважину всего один день и затем пришлось свернуть работы из-за льдов и повреждения в ходе тестов оборудования, необходимого для локализации возможных аварий. Из-за необходимости ее ремонта Shell не успеет пробурить скважину до наступления льдов в Арктике. Крайний срок для бурения в этих северных широтах наступит буквально на днях – 24 сентября (в Чукотском море). Правда, на другом участке бурения – в море Бофорта – льды встают несколько позже – 31 октября, так что компания не теряет надежды поработать там. Самое обидное, что Shell потратила $4,5 млрд и шесть лет на приготовления к началу поиска и добычи нефти в Арктике, преодоление административных барьеров и получение необходимых разрешений. В последнее время компания была вынуждена преодолевать также массовые протесты экологических организаций. И тут – такая незадача.
Чуть раньше стало известно об отсрочке другого проекта – добычи газа на Штокмановском месторождении, находящемся на российском шельфе Баренцева моря. Его запасы оцениваются в 3,9 трлн кубометров, а необходимые инвестиции в освоение этих запасов – в $15-20 миллиардов. К разработке Штокмана ОАО "Газпром" пригласил французскую Total и норвежскую Statoil. Однако в конце лета из правления российского газового монополиста поступила информация о том, что заключение инвестиционного соглашения по разработке этого месторождения откладывается, как минимум, до 2014 года. Сама же добыча, как предположили в Агентстве по недропользованию, начнется не ранее 2018 года. Напомним: согласно изначальным планам, штокмановский газ должен был уже в следующем году отправиться в Европу по газопроводу "Северный поток", а чуть позже – в сжиженном виде – начать завоевывать рынок США (операторы Штокмана надеялись получить там 10-процентную долю).
Реализации этих планов помешали, конечно же, не льды. Виноваты кризис в Европе, остановивший рост потребления газа Старым светом, а также "сланцевая революция" в США, позволившая супердержаве полностью обеспечить свои потребности в "голубом топливе" за счет внутренней добычи. В этих условиях Катар перенаправил свои танкеры-газовозы в Европу и сбил цены на тамошнем рынке. Российский газ временно оказался в ЕС самым дорогим, и огромные инвестиции в добычу топлива с еще более высокой себестоимостью сейчас были бы неоправданны. Сейчас участники Штокмановского проекта ищут пути снижения его стоимости (например, рассматривается возможность использования подводных добывающих установок).
Вместе с тем оценки, согласно которым арктический шельф содержит до четверти мировых запасов нефти и газа – никто не отменял. К тому же климатические условия становятся все более благоприятными для освоения северных широт. Согласно последнему докладу Всемирной метеорологической организации, этим летом площадь ледового покрова Арктики сократилась до рекордно малых размеров: она была на 38,5% меньше, чем в среднем в этот период за последние 30 лет.
И поэтому Россия наряду с другими заинтересованными державами готовится к настоящему состязанию за ресурсы Арктики. Пока идут правовые баталии: Россия доказывает в соответствующих инстанциях ООН свои права на немалую часть арктического шельфа. Ведется техническая подготовка: в России недавно был разработан проект специального судна для проведения буровых работ во льдах, а Минпромторг объявил конкурс на разработку проекта научно-исследовательского ледокола для проведения нефтегазовой разведки в Арктике.
В целях освоения арктических запасов нефти и газа формируются альянсы крупных компаний. Так, в конце августа ОАО НК "Роснефть" и Statoil объявили о подписании соглашения по разработке четырех месторождений нефти на шельфе Баренцева и Охотского морей. Ранее "Роснефть" заключила стратегический альянс с американской ExxonMobil: два гиганта создадут СП по добыче углеводородов на российском шельфе Черного и Карского морей (предварительная оценка инвестиций по Карскому морю составляет $200-300 млрд), кроме того, "Роснефть" получит доли в проектах Exxon в США и Канаде. Подключение столь мощных сил не оставляет сомнений в том, что "арктическая гонка" скоро начнется и будет весьма напряженной. Об этом свидетельствуют и возросшая активность экологов: активисты "Гринпис" пытаются остановить деятельность компании Shell на Аляске, а недавно "атаковали" нефтегазовую платформу "Газпрома" в Баренцевом море.