ФОТО: Вести.ru |
Кортеж из люксовых иномарок ("Ферарри", "Мерседеса", "Лексуса", "БМВ", "Порше Кайенна" и пр.) двигался по Ленинградскому шоссе в сторону центра. Гости свадьбы палили из травматики по автомобилям, пытавшимся их обогнать. Прохожие, которым попутно тоже досталось, позвонили в полицию. Экипаж ГИБДД, вызванный для усмирения гостей столицы, также встретили выстрелами. "Притормозить" лихую свадьбу удалось только с помощью ОМОНа. После того как у одного (по крайней мере) участника кортежа было найдено травматическое оружие, часть гостей (в общей сложности, около 15 человек) препроводили в ближайший отдел полиции.
Но самое интересное произошло дальше. В полиции на всех водителей автомобилей из свадебного кортежа составили административные протоколы по статье 12.20 КоАП ("Нарушение правил пользования звуковыми сигналами", штраф – 100 рублей) и один – по статье 20.8 ("нарушение правил пользования травматическим оружием"; ужас, теперь могут отобрать разрешение). Еще несколько протоколов составили за использование тонировки. Мы-то думали, за это теперь снимают номера! А вот и нет: по окончании всех этих процедур любителей пострелять отпустили праздновать дальше. Как утверждают блогеры, один из дорогих гостей на "Лексусе", уезжая, просто растолкал журналистов и полицейских. В ГУВД теперь собирают заявления от пострадавших.
Буквально за несколько часов история успела получить огромный резонанс в Сети. "Какие милые горские обычаи! – иронизирует eugenyshultz. – Жаль, что Москва не в горах... Ну, чтобы эхо пораскатистее было".
"Кавказ голосовал за Путина, а Москва - против. Поэтому кавказцы катаются по Москве на автомобилях и стреляют в воздух. Если бы было бы наоборот, тогда бы москвичи катались по Кавказу на бэтээрах и тоже куда-нибудь стреляли бы", – объясняет tanatt.
Проблема с проявлением особенностей национальной культуры уроженцев горских республик в других регионах не нова, однако она становится все острее. Еще летом 2010 г. губернаторы пытались поднять эту тему на заседании Национального антитеррористического комитета: выходцы с Северного Кавказа перекрывают улицы для своих праздников, задирают прохожих, стреляют в воздух из огнестрельного оружия, а правоохранительные органы боятся с ними связываться", – жаловался глава Ставрополья Валерий Гаевский.
Тогда тему поспешили замять: аппарат полпреда президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина рекомендовал главам регионов на Северном Кавказе разработать правила поведения для молодежи за пределами своих республик. А уже в декабре власти получили Манежную площадь и целую серию массовых уличных столкновений на национальной почве по всей стране. Поводом стало убийством в Москве футбольного болельщика Егора Свиридова в драке с группой выходцев из республик Северного Кавказа, которых в ходе расследования убийства даже не стали задерживать. Такие действия правоохранительных органов были восприняты как укрывательство подозреваемых, что вызвало возмущение в среде болельщиков.
К этому времени, что называется, накопилось: после драки в лагере "Дон" между приехавшими на отдых чеченскими подростками и местными жителями все задержанные участники беспорядков оказались местными; после конфликта в Белореченске обвиняемым оказался русский, который ранил кавказца в ходе самообороны. В итоге главным объектом недовольства стало выступать не только и не столько поведение собственно кавказцев. Нарекания адресованы уже в адрес федеральной власти, которая на протяжении последних лет последовательно проводила в регионе политику задабривания местных элит в обмен на формальное соблюдение теми общих правил игры. Однако периодически такое показное послушание оказывается разоблачено: то представителя видного чеченского клана Ямадаевых безнаказанно расстреляют прямо рядом с Белым домом, то веселые дагестанские гости, опять же безнаказанно, начнут палить по москвичам просто веселья ради – и спасибо, что только из травматического оружия.
До поры до времени "особенности поведения" кавказцев списывали на то, что они несут в Россию собственные традиции и пытаются навязать их местному населению. Теперь больше внимания стали обращать на сходство принципов построения системы власти – таких, как клановость, отсутствие здоровой политической конкуренции, коррупционные связи, монополизация ресурсов. В результате, в 2011 г. лозунг "Хватит кормить Кавказ!" приобрел необычайную популярность в оппозиционной среде.
Казалось, власть сделала выводы из событий на Манежной: спортсмена из Дагестана Расула Мирзаева, которого обвиняют в нанесении смертельных побоев 19-летнему Ивану Агафонову, год назад побоялись выпустить под залог и даже судить начали по второму разу, когда стало ясно, что приговор не будет суровым. А президент Чечни Рамзан Кадыров в мае показательно уволил заместителя полпреда республики при президенте России Тамерлана Мингаева после того, как в Сети был опубликован видеоролик с участием жены чиновника Мадины, спровоцировавшей драку с активистами движения "Стопхам".
Но, судя по реакции столичных полицейских на дагестанскую свадьбу, до рядовых исполнителей информацию о том, что приоритеты изменились, не довели. И даже если к понедельнику полицейские генералы сумеют оценить масштабы допущенного промаха, исправить его будет уже очень сложно.