Аэродинамические испытания макета ракеты-носителя "Ангара". Фото из архива ИТАР-ТАСС |
"Вероятность того, что проект "Байтерек" будет реализован, сейчас практически равна нулю. Формально переговоры не завершены, но по сути ясно, что какого-либо приемлемого для сторон результата не найдено. Казахстан предлагает строить стартовую позицию для "Ангары" совместно, разделив финансирование в пропорциях 50 на 50. В таком варианте наш вклад составил бы $800 млн, что для России невыгодно", – рассказали изданию в Роскосмосе.
В январе 2004 г. президенты Путин и Назарбаев подписали соглашение, которое предусматривает создание на космодроме ракетно-космического комплекса "Байтерек". Спустя пять лет стало известно, что на инфраструктуру стартового комплекса для ракеты "Ангара" не хватает денег. Согласно первоначальному плану, комплекс должен был быть готов в 2010 г., а в 2011 г. с него должна была быть запущена легкая модификация "Ангары".
В 2011 г. Россия начала строительство национального космодрома "Восточный" в Амурской области. По словам Путина, уже через три года с него должна стартовать первая ракета, а через шесть лет – первый пилотируемый корабль.
Полноценная жизнь Байконура продлится ровно столько, сколько потребуется России для развертывания инфраструктуры нового космодрома и строительства там двух стартовых площадок, полагает источник "Известий" в Роскосмосе. "Правительство Казахстана называло "Байтерек" краеугольным камнем развития национальной космической программы, но отказалось финансировать проект. По нашей информации, сейчас представители Казкосмоса контактируют с украинскими властями на предмет прямых поставок ракет "Зенит", они думают восстановить одну из неиспользуемых стартовых позиций на Байконуре под "Зениты", – отметил он.
В начале сентября стало известно, что созданием ракеты-носителя тяжелого класса на базе ракеты "Ангара" займется Центр имени Хруничева. Однако, по мнению экспертов, в ближайшие семь лет "Ангара" не сможет заменить "Протон", так как новой ракете еще предстоит налетать определенную статистику по надежности, чтобы ее можно было продвигать на глобальном рынке коммерческих запусков. Но в любом случае развертывание комплекса на Восточном будет означать смену приоритетов.