ФОТО: ИТАР-ТАСС |
На прошлой неделе МВФ расстроил экспертов своим новым глобальным прогнозом, пересмотренным в худшую сторону. Причем самой неприятной его частью стало заметное снижение оценок по развивающимся и быстрорастущим странам: Китай, согласно МВФ, покажет в этом году рост не на 8,5% (как предполагалось ранее), а всего лишь на 7,8%, а в следующем - на 8,2%. В конце сентября аналогичным образом пересмотрело свои прогнозы рейтинговое агентство Fitch. Сам же Пекин еще весной снизил целевой прогноз развития национальной экономики в этом году до 7,5%. Причем некоторые аналитики и инвестиционные банки (например, Barclays Plc. и Mizuho Securities Co.) полагают, что Китай завышает реальные показатели своего экономического развития: на самом деле они-де едва превышают 7%. Китайский фондовый рынок в этом году пережил ощутимое падение, и лишь с начала октября стал подавать признаки восстановления, которые еще далеки от того, чтобы стать тенденцией.
Как бы то ни было, очевидно, что кризис в Европе и вялое развитие экономики США сделали свое пагубное дело для Китая. Они серьезно подорвали потребительскую активность на Западе, и там стали менее активно покупать китайские товары. В то же время главной предпосылкой китайского экономического бума является именно экспорт. По уровню же внутреннего потребления Китай (в пересчете на душу населения) отстает от передовых стран мира почти в 10 раз. Такое отставание сопряжено с низким уровнем доходов населения КНР из-за низкой цены рабочей силы. Но именно эта цена является главным конкурентным преимуществом Поднебесной. То есть, дешевые рабочие руки привлекают в КНР зарубежные инвестиции и вот уже третье десятилетие позволяют национальной экономике развиваться впечатляющими темпами (при условии, конечно, что за рубежом растет спрос на китайскую продукцию). Внутренний же рынок КНР до сих пор играет в плане сбыта товаров "Made in China" лишь вспомогательную роль.
Пекин пытается разрешить это противоречие, в частности, стимулируя внутренний спрос. Так, в 2009 году, в самый разгар кризиса, он "простимулировал" внутренний рынок на сумму, эквивалентную $600 миллиардам. Сейчас разрабатывается очередной пакет мер, который будет включать в себя не только и не столько вливание денег в экономику: здесь, очевидно, речь пойдет о налоговых и прочих административных механизмах стимулирования.
Тем временем зарубежные торговые партнеры сами подталкивают Китай к тому, чтобы всерьез опереться на внутренний рынок. К этому призывает МВФ и вынуждают ограничения, вводимые многими странами в отношении импорта дешевых китайских товаров. Особенно болезненными для Поднебесной являются такого рода меры со стороны США и Евросоюза.
США обычно усердствуют в принятии таких мер накануне выборов. Действующий президент всегда старается "набрать очки", запуская целую кампанию по защите национального рынка (а значит, местных производителей и рабочих мест в стране) от китайской продукции. К этому методу прибег и Барак Обама. Тем временем его оппонент республиканец Митт Ромни довольствуется жесткой антикитайской риторикой.
Стало уже традиционным обвинение в адрес Пекина о занижении им курса юаня, которое дает необоснованные преимущества китайским экспортерам и увеличивает дефицит торгового баланса США. На этот раз такого аргумента показалось Вашингтону недостаточно, и власти США развернули антикитайскую кампанию под соусом защиты национальной безопасности. В конце сентября администрация Барака Обамы из этих соображений запретила компании Ralls Corp., принадлежащей китайцам, строительство ветряных генераторов в штате Орегон – ввиду близости военно-морской базы. Затем комитет по разведке Конгресса США заявил, что угрозу национальной безопасности представляет активная деятельность китайских компаний Huawei Technologies и ZTE Ltd. на американском рынке: дескать, поставляемое ими оборудование может использоваться для шпионажа. Кстати, в прошлом году Huawei пыталась купить американскую компьютерную компанию 3Leaf Systems, однако сделка была заблокирована американскими властями.
Кроме того, министерство торговли США недавно заявило о намерении обложить высокими пошлинами ввоз солнечных батарей китайского производства. Причина – их якобы заниженная, демпинговая цена, подрывающая позиции американских производителей. Впрочем, принятие окончательного решения по этому вопросу было предусмотрительно отложено на конец года. Ведь выборы проходят, а "зеленую энергетику" развивать надо – и в этом деле дешевые китайские солнечные батареи очень помогают (последний год в США наблюдается поквартальный рост производства солнечной энергии почти на 50%).
Конечно, дело тут не только в выборах. И в США, и в Европе (да и у нас в стране) отношение к Китаю и его успехам – весьма настороженное. И это нетрудно понять. На наших глазах в Азии растет и качественно развивается вторая по величине в мире экономика. Причем она принадлежит мощному государству, которое придерживается каких-то, не всегда понятных нам ценностей и жестко отстаивает свои интересы. Например, на днях из-за спора с Японией вокруг островов Дяоюйдао (Сэнкаку) Китай запросто отказался от участия в заседаниях МВФ и ВБ в Токио. Тем не менее, все надежды и воззвания этих организаций были так или иначе обращены к нему.
Настораживает и рост военной мощи Китая, и его технологические достижения. Так, недавно вошел в строй первый китайский авианосец, а в минувшее воскресенье Китай успешно запустил два очередных космических спутника собственного производства с помощью собственной ракеты-носителя (это, кстати, был 169-й запуск ракеты данного образца!). А в сентябре Пекин объявил о создании суперкомпьютера, работающего полностью на процессорах местного производства: лишь две державы – США и Япония – могут похвастаться таким же достижением.
Наконец, практически повсюду в мире откровенно боятся китайской экспансии. А она уже стала вполне ощутимым фактором. Например, экономики многих государств Юго-Восточной Азии большей частью принадлежат китайским инвесторам, закрепились они и в Африке, и в Латинской Америке, и в ряде центральноазиатских республик СНГ. Кроме того, Китай, испытывающий острую нехватку плодородных земель, активно скупает сельхозугодия в других странах: по данным организации International Land Coalition, за последнее десятилетие он приобрел за рубежом 5,35 млн гектаров земли. Одним словом, Китаю не так уж и важно развивать свой внутренний рынок – он давно действует в глобальных масштабах, нравится это остальным или нет.