Десять лет "Норд-Оста": пострадавшие ждут компенсаций

Читать в полной версии →
Со дня трагедии в Театральном центре на Дубровке, унесшей жизни 130 заложников, прошло ровно десять лет. Часть пострадавших до сих пор ждут компенсаций, а их адвокаты требуют возбудить уголовное дело против тех, кто допустил халатность во время штурма


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Десять лет исполняется во вторник со дня захвата заложников в Театральном центре на Дубровке во время показа мюзикла " Норд-Ост", унесшего жизни 130 человек. Часть пострадавших и родственников погибших во время теракта до сих пор судятся из-за компенсаций, кроме того, их адвокаты настаивают на возбуждении уголовного дела против тех, кто допустил нарушения в ходе спецоперации по освобождению заложников.

Большая часть пострадавших к настоящему моменту получила компенсации за просчеты при штурме, которые присудил им в декабре прошлого года Европейский суд по правам человека, сообщил адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших."В настоящее время 60-70% потерпевших уже получили компенсации", - цитирует Трунова РИА "Новости".

Часть пострадавших, тем не менее, до сих пор остаются без денег, так как ЕСПЧ неправильно указал их личные данные, и теперь им придется доказывать через суд свое право на компенсацию, отметил Трунов. По данным Lifenews.ru, речь идет о трех потерпевших, которым не выплачено по €40 тысяч. Остальным Минфин в течение последних двух месяцев перевел на пластиковые карты в общей сложности €1,26 миллиона.

Кроме того, в настоящее время защита также добивается возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц, допустивших нарушения при штурме, сообщил Трунов. В частности, адвокаты требуют наказать виновных в утаивании информации об обстоятельствах использования нервно-паралитического газа во время штурма театрального центра, а также тех, кто допустил халатность при оказании медицинской помощи пострадавшим.

Ранее, как отметил Трунов, Следственный комитет отказался возбуждать дело несмотря на соответствующее решение ЕСПЧ. В связи с этим адвокаты подали жалобу в Лефортовский суд Москвы, обвинив следователя по особо важным делам столичного управления СК РФ в незаконных действиях. Эту жалобу суд рассмотрит 25 октября. Одновременно защита направила жалобу в комитет министров Совета Европы, который контролирует исполнение решений ЕСПЧ.

О том, как сложилась судьба самых юных заложников "Норд-Оста" - детей, игравших в мюзикле, сегодня пишет "Российская газета". "Дети сейчас между собой очень дружны, дружны их родители. Многие окончили хореографические вузы, востребованы в профессии, работают в спектаклях. Они всегда вместе, всегда в курсе всех событий. У нас стало традицией собираться 26 числа. Сначала на Дубровке, потом на могилы к ребятам", - рассказала балетмейстер "Норд-Оста" Галина Делятицкая. Есть у бывших заложников и проблемы - в первую очередь, со здоровьем.

"Московский комсомолец", в свою очередь, пишет о том, что говорили родным и близким во время последних телефонных звонков те, кто так и не вышел живым из Театрального центра. Светлана Апшева попросила дочь не говорить родителям о том, что она оказалась среди заложников "Норд-Оста". "Я люблю тебя и горжусь тобой!", - таковы были ее последние слова. Тамара Войнова позвонила лучшей подруге, когда зал заполнялся газом. Она просила взять в ее квартире деньги, похоронить ее на Ховринском кладбище рядом с матерью, даже сказала, в какую одежду ее одеть. Александр Волков набрал жене только один раз: "Нужно спасать детей! Слышишь - спасать детей!". "Завтра будут взрывать", - сказал своим родителям незадолго до трагедии Антон Кобзев. А затем попросил телефон священника.

"Папа, ты все знаешь! К нам относятся хорошо, нас не бьют. Только ничего не говори маме!" - таковы были последние слова 20-летней Светланы Розгон. Ее сверстник Денис Симонов сделал единственный звонок маме: "Мам, мы тут сидим. Слышали, наверное, уже...". А Лидия Чижикова успела дать наставления своим друзьям и в конце бросила фразу: "Мы отсюда не выйдем"..

Напомним, теракт на Дубровке произошел в октябре 2002 года. Во время мюзикла "Норд-Ост" боевики захватили в заложники 923 человека. После того как переговоры об освобождении людей провалились, спецслужбы начали штурм, перед этим пустив парализующий газ. Террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников.

Обвинения в захвате заложников были заочно предъявлены, в частности, Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву. В июне 2003 г. прокуратура Москвы закрыла уголовное дело в отношении всех участвовавших в захвате террористов в связи с их смертью.

В апреле 2004 г. Мосгорсуд приговорил к срокам от 15 до 22 лет тюрьмы братьев Алихана и Ахъяда Межиевых, а также Аслана Мурдалова и Ханпашу Собралиева, которые были причастны к захвату заложников в "Норд-Осте". По аналогичному обвинению в июле 2006 г. за решетку отправился также Асланбек Хасханов.

В июне 2007 г. следствие по уголовному делу в отношении организаторов захвата, которое неоднократно продлевали, было приостановлено из-за того, что правоохранительным органам так и не удалось задержать Ахмеда Закаева и ряд других лидеров банд подполья.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей