Ненасытность Китая на руку России

Читать в полной версии →
На востоке и на западе Евразии проектируются и строятся новые газопроводы впечатляющей протяженности и стоимости. Это свидетельствует о повсеместном росте интереса к природному газу




В Евразии наблюдается всплеск газопроводной активности. На востоке и на западе континента проектируются и строятся новые трубы впечатляющей протяженности и стоимости. Что свидетельствует о повсеместном росте интереса к природному газу, вопреки разговорам о его скором вытеснении сжиженным газом и "альтернативной энергетикой".

На прошлой неделе Китай объявил о начале строительства третьей ветки газопровода "Запад-Восток", предназначенного для снабжения центральноазиатским газом восточных провинций страны. Это будет труба протяженностью 7,3 тыс. км с восемью ответвлениями и тремя газохранилищами, которая свяжет десять китайских провинций и автономных районов, обеспечивая их природным газом из Узбекистана, Туркмении и Казахстана, а также угольным газом из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Пропускная способность трубопровода составит 30 млрд кубометров газа в год, а стоимость – около $20 миллиардов.

Таким образом, Пекин всерьез взялся за газификацию страны. Первая ветка газопровода "Запад-Восток", связывающая СУАР и Шанхай, действует с 2004 г., перекачивая в промышленные центры Поднебесной 17 млрд кубометров газа в год. Вторая – мощностью 30 млрд кубов, идущая из СУАР в южные провинции страны, – должна вступить в строй в конце этого года. Вышеупомянутую третью ветку предполагается запустить к 2015 году. Тем временем уже проектируются четвертая и пятая ветки, так что в итоге вся территория Китая будет иметь доступ к "голубому топливу".

По официальным данным Пекина, в последнее десятилетие потребление природного газа в КНР возрастало в среднем на 17% в год и, как ожидается, достигнет в 2012 году 150 млрд кубометров – порядка 5% от мирового потребления. Однако и это далеко не предел для растущей китайской экономики, ведь на газ пока приходится лишь 4,6% общего объема потребления первичных энергоносителей в КНР (тогда как среднемировой уровень данного показателя составляет около 25%). Впрочем, если рост потребления пойдет и дальше такими же темпами, то, по расчетам экспертов, к 2030 г. Поднебесная будет сжигать до 25% добываемого в мире газа – несмотря на то, что общемировой спрос на этот энергоноситель к тому моменту увеличится на 50%.

Другой вопрос, сможет ли Китай получить такую долю на мировом газовом рынке. Да, США благодаря добыче газа из сланцев практически отказались от импорта этого вида топлива, "высвободив" для рынка СПГ, производимый рядом арабских стран. Но вот Европа, несмотря на активное использование возобновляемых источников энергии, отнюдь не готова отказываться от импорта "голубого топлива". Более того, несмотря на снизившееся на фоне кризиса потребление газа в ЕС, туда тянутся новые газопроводы с востока.

В начале октября была пущена вторая нитка "Северного потока" из России в Германию по дну Балтийского моря. Таким образом, пропускная способность этого газопровода достигла 55 млрд кубометров в год. Правда, первая нитка работает уже почти год, но по ней было поставлено всего 9 млрд кубометров – не то по техническим причинам, не то из-за низкого спроса на дорогой российский газ. Тем не менее, в "Газпроме" уже говорят о прокладке дополнительных труб. "Принято решение, что строительство третьей и четвертой ниток газопровода экономически целесообразно и технически осуществимо", – сообщил глава концерна Алексей Миллер в ходе торжественной церемонии пуска второй нитки. Предполагается, что одна из дополнительных веток пойдет в Великобританию, другая – снова в Германию (правда, ни та, ни другая страна пока не выразили свою готовность участвовать в реализации этих проектов).

Не меньшее оживление наблюдается и на южном направлении. Здесь вот-вот начнется строительство "Южного потока" – газопровода, который, как предполагается, будет поставлять еще 63 млрд кубометров газа в Южную Европу по дну Черного моря. Параллельно ему Азербайджан, Турция и ряд европейских стран намерены построить "Южный газовый коридор" – систему газопроводов через турецкую территорию и Балканы. К уже действующим элементам этого коридора (газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум) планируется добавить TANAP (Трансанатолийский газопровод), а также TAP или Nabucco-West (варианты трансбалканской трубы). Этот коридор будет предназначен для поставок в ЕС каспийского газа и обойдется (включая разработку дополнительных месторождений в Азербайджане) в $40 миллиардов. Причем как "Газпром", так и инициаторы европейско-турецкого проекта заявляют о том, что "поток" и "коридор" вовсе не будут конкурентами. Дескать, места на европейском рынке хватит всем. И действительно: с 2000 г. потребление газа в Европе выросло на 16%. Кризис, конечно, приостановил этот рост, но вряд ли изменит его как долгосрочную тенденцию. Весьма показательна позиция Болгарии: как сообщил местным СМИ премьер-министр Бойко Борисов, строительство отрезков "Южного потока" и Nabucco по болгарской территории должно начаться практически одновременно, в начале следующего года.

Азиатский рынок газа растет куда стремительнее: с 2000 г. он увеличился вдвое. Основную роль там играет сжиженный газ (более 85% поставок). Однако китайские мегапроекты доказывают, что и на растущих рынках трубопроводный газ может занять достойное место. Россия же будет этому способствовать: в прошлом году введен в строй газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, намечено строительство трубы во Владивосток из Якутии (с Чаяндинского месторождения). Не исключено, что в перспективе российский газ будет поступать на рынки стран АТР не только в сжиженном виде, но и по трубам – в Китай и обе части Корейского полуострова.

Надо заметить, что сооружению экспортных газопроводов у нас давно уже уделяется большее внимание, чем газификации страны. По данным на начало этого года, в России газифицировано только 63% потенциальных потребителей, а в сельской местности – менее 50%. Показатель средней газификации растет медленно: к 2020 г. его планируется довести лишь до 85%. В 2011 г., например, в инвестиционной программе "Газпрома" затраты на внутреннюю газификацию составляли всего 2,5%. И такая ситуация, в общем, закономерна: ведь цены на газ внутри страны существенно ниже мировых, значит, и прибыль здесь не та, что за рубежом.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей