Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Существует ли опасность уничтожения Земли из космоса? Все крупные небесные тела, успокоила Лидия Рыхлова, размером с километр и больше уже "взяты на карандаш" – их не так много. Столкнуться с нашей планетой одно из таких тел может через полвека, а второе – в 2147 году. Столкновение с таким большим космическим объектом приведет к гибели человечества.
С мелкими объектами ситуация запутанная – из небесных тел размером больше 100 м учтены примерно 50%. Объекты помельче сосчитать их невозможно. Также невозможно предугадать, собирается ли какое-то из них врезаться в Землю. Конечно, гибели всего человечества от таких карликов не произойдет, но средний город может выгореть полностью. "Мелкие тела на Землю периодически падают, в основном, правда, в океан. Тунгусское космическое тело, пока падало, выжгло 2 тысячи квадратных километров. В 2005 году метеорит упал в Туркмении на хлопковое поле – огонь, шум, народ подумал, что война началась", – рассказала Лидия Рыхлова.
Впрочем, все расчеты и наблюдения относительно того, какое небесное тело врежется в Землю, и когда, к нашей стране отношения не имеют. СССР строил наземные телескопы в местах с хорошим астроклиматом. В итоге все полноценные телескопы оказались в республиках СНГ – Туркмении, Таджикистане, Узбекистане и так далее. "Нам наши коллеги рассказывали, что потом происходило с этими телескопами – вначале местные жители растащили ковры, затем – машины, после чего спросили соседние страны – вам телескоп случайно не нужен? Сейчас эти телескопы арендуют китайцы, а у нас даже на это денег нет!" – переживает Лидия Рыхлова.
Сейчас в России есть два наземных телескопа – в Архызе и на Эльбрусе. Однако оба они – "узкопольные", то есть видят хорошо, но в пределах очень узкого поля. "Телескоп в Архызе когда-то был лучшим в мире, сейчас он устарел, и уже не входит даже в тридцатку", – говорит Лидия Рыхлова.
Астрономы давно умоляют руководство страны воссоздать в России систему наблюдения за угрозами из космоса – этот вопрос неоднократно обсуждался на Совбезе, был одобрен, однако на этом все и закончилось. На создание подобной программы требуется 17 млрд руб. на 10 лет. "Нам нужно всего три наземных широкопольных телескопа и два – космических", – говорит Рыхлова. В то, что система наблюдения все-таки будет создана, ей верится с трудом: "А зачем властям это надо? У них свои разборки..."
Под конец лекции журналисты услышали, наконец, и хорошую новость: в последние годы разные страны запустили такое количество спутников, что между ними и их без дела болтающимися частями постоянно происходят столкновения. Количество космического мусора приближается к критическому. Скоро его станет столько, что вывод новых объектов в космос будет невозможен.
Вот тогда-то Россия со своей неразвитой системой спутников окажется в выигрышном положении – наши астрономы уже научились ориентироваться в космосе, имея минимальное и при этом допотопное количестве подручных средств. А их западные коллеги без спутников превратятся в слепых котят. Работать без нормальной современной техники им надо будет учиться десятилетиями, и вряд ли они успеют научиться до гибели человечества, которая возможна примерно через полвека.