Почему у нас не любят "стукачей"

Читать в полной версии →
Если быть предельно честными, то подоплекой нежелания "стучать" на ближнего является весьма прозаическое намерение самому нарушить если не закон, то порядок. И надежда на то, что ближний тоже тебя не сдаст




Недавно у меня появились новые соседи. Приятная молодая семья: папа, мама и прелестная дочка. Познакомились, при встрече стали вежливо раскланиваться. Я радовалась: все же интеллигентные тихие соседи – большое счастье.

А в минувшую субботу меня спозаранку разбудил звук работающего перфоратора. Выяснилось, что новые соседи меняют входную дверь.

Пока я соображала, что к чему, квартира начала заполняться строительной пылью. Для меня, аллергика, такая пыль просто смертельно опасна. Так что, плюнув на все свои планы на выходные, кое-как собравшись, я выскочила из квартиры вон, надев медицинскую маску.

Соседи руководили процессом. "Вообще-то, у нас принято предупреждать накануне о ремонтных работах, – попыталась я прокричать сквозь грохот перфоратора. – Это не говоря о том, что в выходные дни строительные работы запрещены". "Продолжайте", – махнул сосед рукой рабочим, прекратившим было работу. Пришлось просить не пылить хотя бы до того момента, как я удеру в лифт.

Проездив целый день по городу и уговорив домработницу прийти в неурочный день, чтобы убрать пыль, я долго думала, стоит ли еще раз начинать разговор с соседями. С одной стороны, ссориться не хочется, нам все же жить рядом. С другой – а стоит ли мириться с таким пренебрежением? В конце концов, решила подождать воскресенья: может, они сами придут с извинениями.

В воскресенье никто извиняться не пришел. А вечером в стенку впилась дрель. Под аккомпанемент которой я советовалась с друзьями: что делать?

Знаете, что самое интересное? Только одна знакомая (живущая, кстати, в Австрии) посоветовала немедленно вызвать участкового. Остальные либо предлагали поскорее переехать в загородный дом, либо вспоминали подобные случаи и доморощенные способы противодействия.

Не могу сказать, что мысль о вызове участкового не приходила мне в голову. Но этот вариант я поставила последним, самым крайним случаем.

Удивительно, до чего мы не любим обращаться к закону. Причем не только в милицию-полицию. Сейчас обсуждают меры столичных властей в отношении тех, кто сдает квартиры, – и все эксперты дружно говорят, что "заложить" их могут только соседи из самых злобных. В любой европейской стране это сделали бы их собственные друзья.

А уверенность наших школьников и студентов в том, что не давать списывать – это жлобство? Удивительно, но это вполне мирно соседствует с возмущением нечестным поступление в вуз или получением диплома. Хотя поступают и получают не по праву именно те, кому вчера давали списать контрольную.

Социологи привыкли считать эту нашу особенность пережитком времен сталинских репрессий. Однако поговорка "Доносчику первый кнут" явно появилась несколько раньше. Что же, искать причину в татаро-монгольском иге?

Пожалуй, причина несколько ближе. Если быть предельно честными, то подоплекой нежелания "стучать" на ближнего является весьма прозаическое намерение самому нарушить если не закон, то порядок. А значит, и надежда на то, что и ближний тебя не сдаст. Дескать, кто из нас не без греха. Одним миром мазаны.

Беда только в том, что из этих благих и не очень намерений строится прочная система безнаказанности и коррупции. Потому что мы не можем донести на коллегу-врача, уморившего больного, сослуживца, берущего взятки, приятеля, севшего пьяным за руль.

Как с этим бороться, честно говоря, не знаю. Наверное, надо начинать с детей. Но признание австрийской знакомой, что ее дети могут донести на родителей, меня шокирует больше, чем рассказ подруги о том, как ее сын решил для всего класса годовую контрольную по математике.


Опрос: Как вы считаете, рассказать о нарушении закона - это "настучать"?


Обсудить на Facebook

Татьяна СОЛЯНАЯ |
Выбор читателей