Мечты россиян пахнут газом и нефтью

Читать в полной версии →
Самым желанным работодателем остается "Газпром": за последние три года его популярность возросла многократно. И в целом россияне стали выше оценивать преимущества работы в крупных компаниях


В центральном офисе "Газпрома". Фото из архива ИТАР-ТАСС



Сырьевой и финансовый сектор российской экономики выглядят наиболее привлекательными в глазах не только инвесторов и бизнесменов, но и рядовых граждан, мечтающих устроиться на работу в крупные компании. Самым желанным работодателем для россиян остается "Газпром": за последние три года его популярность возросла многократно. Таковы данные исследования, проведенного ВЦИОМ. Респондентов спросили, какую компанию среди крупнейших российских фирм они бы предпочли, если бы получили предложение работать в любой из них. И если в 2009 г. "Газпром" выбрали 33% ответивших, то сейчас за него проголосовали уже 44%.

Заметно увеличилась привлекательность таких работодателей, как "Роснефть" (с 23% до 29%), "Сбербанк" (с 19% до 25%), "Норильский никель" (с 6% до 10%), "ЛУКОЙЛ" (с 14% до 16%) и энергетических компаний (ФСК ЕЭС, РусГидро и пр. – с 9% до 12%). Набрал дополнительные очки "Аэрофлот" (с 6 до 9%). В пятерке лидеров удержались РЖД, хотя число желающих там работать немного снизилось (с 14% до 13%).

Теряют привлекательность и смещаются в конец рейтинга компании, работающие в сфере сотовой связи (МТС – с 3 до 2%, "БиЛайн" – с 4 до 1%). Также менее перспективной стала казаться россиянам работа в сфере страхования: "Росгосстрах" за отчетный период потерял 2% (с 4% до 2%).

В целом, россияне стали выше оценивать преимущества работы в крупных компаниях. Если в 2009 г. 20% участников опроса затруднились выбрать работодателя мечты из предложенного им списка, то в этот раз сомневающихся стало гораздо меньше (12%).

С одной стороны, привлекательность крупных компаний отчасти объясняется их известностью, которой способствует как прямая реклама, так и постоянные упоминания в прессе. С дугой стороны, операторы сотовой связи тоже рекламируются весьма активно, но привлекательность в качестве работодателей все равно теряют. Правда, тут свою роль может играть фактор накопившихся претензий к качеству их услуг и негативный информационный фон, в частности, нашумевшие истории о многотысячных счетах за международный роуминг и упорное нежелание отказаться от взимания денег за внутренний. Но, скорее, это свидетельствует о спаде интереса к высокотехнологичному бизнесу, тем более частному.

Очевидно, что, в первую очередь, на выбор гипотетической компании мечты влияет экономическая ситуация. Лидируют компании, которые так или иначе связаны с добычей и распределением природных ресурсов либо принадлежат государству (частично или полностью). А на пике популярности – те, где сочетаются оба фактора: в условиях затянувшегося кризиса они выглядят более стабильными и надежными.

Но еще более важной причиной их успеха является высокий уровень зарплат. Зачастую в глазах россиян эти компании выглядят райскими уголками, где можно получать большие деньги, при этом не сильно напрягаясь. И факт кардинального увеличения числа граждан, которым такое положение кажется весьма привлекательными, удручает. Деградация трудовых ресурсов продолжается; частная инициатива, и без того весьма чахлая, вообще выходит из моды. В таких условиях перспектива диверсификации российской экономики становится еще более туманной.


Обсудить на Facebook

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей