ФОТО: AFP |
Все уже привыкли к тому, что дислоцирующиеся в США агентства не щадят рейтингов европейских стран, в том числе и крупнейших. Недавно, например, Moody's понизило кредитный рейтинг Франции с АAA до АA1 (Standard & Poor's сделало это еще в январе). Не говоря уже о таких мелочах, как низведение рейтинга Кипра до "мусорного" уровня ВВ-, осуществленное Fitch. А в минувшие выходные Moody's покусилось на святое для европейских финансов: наивысший рейтинг только что созданного Европейского стабилизационного механизма ESM – 1 декабря он тоже лишился третьей буквы "А". При этом был снижен с Ааа до Аа1 и рейтинг прежнего, "проверенного" европейского стабфонда EFSF. Причиной этих шагов агентство назвало экономические проблемы Франции, одного из крупнейших вкладчиков ESM (ее вклад составляет 20%).
Глава Европейского стабилизационного механизма Клаус Реглинг выразил недоумение по поводу решения Moody's: дескать, эксперты агентства недооценили высокую стабильность ESM, базирующуюся "на политических обязательствах и структуре капитала стран-кредиторов". К тому же у крупнейшего вкладчика фонда – Германии (доля 27%) – сохраняется (пока) наивысший рейтинг Ааа. Но что сделано, то сделано, и не исключено, что теперь кредиты подорожают для всей Европы.
Старый Свет готовит ответный удар. На прошлой неделе Европарламент и Еврокомиссия выработали проект новых, более жестких правил работы рейтинговых агентств на территории Евросоюза. Будут строго регламентированы сроки публикации суверенных рейтингов, установлен контроль над акционерами рейтинговых агентств и лицами, заинтересованными в том или ином их решении. Рейтинги стран ЕС должны будут публиковаться лишь после окончания торгов на европейских биржах и не менее чем за час до их открытия. По собственной инициативе агентства смогут публиковать рейтинги суверенных эмитентов лишь в специально установленные для этого три дня в году. Кроме того, агентствам будет запрещено присваивать рейтинги своим крупным акционерам. А инвесторы, пострадавшие из-за неосторожности или ошибок рейтинговых агентств, смогут подавать судебные иски.
В общем-то, давно назрела необходимость более жестко регламентировать работу рейтинговых агентств, "проспавших" кризис и не раз выдававших ангажированные решения. Так, власти Евросоюза в прошлом году обвинили "тройку" в намеренном занижении финансовых показателей стран Южной Европы, а понижение рейтинга Португалии до "мусорного" было названо актом "финансового вандализма". Берлин и Париж обвиняли агентства в провоцировании разрастания долгового кризиса в ЕС. Действия "тройки" подверглись жесткой критике даже со стороны МВФ. Обуздать рейтинговую олигополию неоднократно призывал глава ЕЦБ Жан-Клод Трише и ряд видных европейских политиков. Эта тема периодически поднималась на форумах G20.
И вот теперь Брюссель собирается перейти от слов к делу. Впрочем, остается большой вопрос: как все эти замечательные требования, которые намерен ввести ЕС в отношении рейтинговых агентств, будут воплощаться в жизни. Ведь "большая тройка" находится под юрисдикцией США, которые, как известно, своих в обиду не дают.
Возможно, более эффективным методом борьбы за чистоту рейтингов было бы не жесткое регулирование, а усиление конкуренции на рынке соответствующих услуг. То есть задача состоит в создании альтернативных агентств, которые могли бы бросить вызов американской олигополии. Евросоюз давно собирается создать у себя такую организацию, однако, как водится в Брюсселе, дело идет весьма неспешно.
Тем временем удар по позициям ведущей рейтинговой "тройки" приготовились нанести Россия и Китай. Они создают свое рейтинговое агентство – Universal Credit Rating Group, со штаб-квартирой в Гонконге. Точнее, создают, его, конечно, не правительства: объединяются два ведущих рейтинговых агентства РФ и КНР – RusRating и Dagong Global Credit, и к ним присоединяется американское Egan-Jones Ratings. Работа нового оператора на рейтинговом рынке должна начаться в ближайшие месяцы, и с ним уже изъявили намерение сотрудничать десятки мелких агентств.
Этот "рейтинговый концерн" будет работать на иных принципах, нежели американские агентства. Те получают доходы от эмитентов – то есть находятся на содержании у государств и компаний, рейтинги которых оценивают. Что, конечно, не может не влиять на объективность оценок. Создатели Universal Credit Rating Group заявляют, что будут брать мзду только с потребителей рейтинговых продуктов, следовательно, независимость агентства от "рейтингуемых" будет куда выше. Впрочем, у западных обозревателей есть сомнения относительно Dagong по причине ее связей с государством. Кстати, методология определения рейтингов у этой компании довольно сильно отличается от общепринятой: она в большей степени учитывает количественные показатели – темпы роста ВВП, размеры госдолга и бюджетного дефицита и т.п. Исходя из таких критериев, Dagong присвоило наивысший кредитный рейтинг Китаю и странам Скандинавии, а многие западные страны опустило еще сильнее, чем американская "тройка". Egan-Jones – второстепенная рейтинговая компания США, основанная в 1995 г., официально признана Комиссией по ценным бумагам и биржам США "статистической рейтинговой организацией". RusRating работает в России с 2001 г., специализируясь на банках, однако присваивает рейтинги и промышленным предприятиям.
Таким образом, характерной чертой всех трех партнеров, создающих новое агентство, является их малая известность за пределами родины (ну, разве что Dagong наработала себе определенный авторитет в Восточной Азии). Завоевать достойное место на мировом рынке рейтинговых услуг, на 95% узурпированном тремя американскими агентствами, им будет непросто. Помочь Universal Credit Rating Group сможет разве что глобальное недовольство американскими рейтингами. Правда, за этот "ресурс" ей предстоит в дальнейшем бороться с европейским рейтинговым агентством. Не исключено также, что между американской "тройкой", российско-китайским и европейским агентствами будут возникать "рейтинговые коллизии". И кому будут больше доверять инвесторы – большой вопрос.