ФОТО: AFP |
Некоторое время назад Министерство энергетики США заявляло о том, что общий объем производства жидких углеводородов и биотоплива в США в 2013 г. должен вырасти до рекордного показателя в 11,4 млн баррелей в сутки. По данным же экспертов Citibank, к 2020 г. производство нефти в США достигнет 13 - 15 млн баррелей в сутки.
Весьма тревожны для России также и прогнозы развития мировой газовой отрасли. В мае прошлого года Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало доклад "Золотые правила золотого века газа", в котором предсказало, что Россия уступит США положение лидера по добыче газа. Согласно прогнозу агентства, в России в 2035 г. будет добыто 784 млрд куб. м газа, а в США - 821 млрд куб. метров. Третьим по значимости производителем газа станет Китай, где добыча голубого топлива в ближайшую четверть века вырастет почти в пять раз.
Одновременно с этим США, согласно прогнозам МЭА, станут одним из крупнейших экспортеров сжиженного газа. А вот доля России и стран Ближнего Востока в мировой газовой торговле упадет с 45% в 2010 г. до 35% в 2035 году. В качестве своеобразного утешения в обновленном прогнозе BP указывается, что к 2030 г. Россия все же останется крупнейшим экспортером газа. Главным образом, за счет увеличения поставок его в страны Европы.
Впрочем, определенные сложности могут возникнуть и здесь. Страны Европы продолжают проявлять большой интерес к добыче на своей территории сланцевого газа. Несмотря на то что для успешного развития сланцевой энергетики требуются большие пространства, количество которых в Старом Свете ограничено, положительные наработки в этом направлении в Европе уже существуют.
Очевидно, что столь быстро меняющаяся конъюнктура мировых энергетических рынков уже является крайне неприятной неожиданностью для экономики России. Прежде всего, это связано с тем, что все ее основные параметры самым непосредственным образом завязаны на мировые цены на нефть.
Последние изменения на этом рынке вряд ли приведут к резкому падению мировых цен на черное золото, но и о взрывном их росте также, судя по всему, придется забыть. В сложившихся условиях это является одной из главных проблем российской экономики, которой для полноценного роста требуется уже не стабильно высокий уровень нефтяных цен, а их постоянное повышение.
Излишне оптимистичными видятся на этом фоне заявления главы государства и премьера о необходимости обеспечения в ближайшие годы 5%-го экономического роста. Очевидно, что действующая экономическая модель, базирующаяся на внешнем и внутреннем спросе и обеспечивавшая в первом десятилетии XXI в. высокие темпы роста ВВП, стремительно теряет свою эффективность.
Снижение веса России на мировом энергетическом рынке только усилит эти негативные тенденции. Поэтому восстановление достаточных темпов экономического роста потребует от страны перестройки всей экономической структуры, с переходом от сырьевой к инвестиционной модели. Сможет ли российское государство решить эту задачу в своем нынешнем состоянии, не известно.