Минфин заначит триллион

Читать в полной версии →
Первоочередное значение в сложившейся на сегодняшний день системе имеет поддержание социально-экономической стабильности. Единственным способом ее сохранения является стратегия формирования резервов


ФОТО: АР



Несмотря на все большую очевидность того, что продолжающееся с начала 2000-х гг. нефтяное благоденствие находится на излете, российские власти старательно продолжают паковать нефтяные доходы в кубышку Резервного фонда. Как сообщает "КоммерсантЪ", Минфин РФ намерен заначить 900 млрд руб. нефтегазовых сверхдоходов, накопившихся в казне по результатам исполнения федерального бюджета прошлого года.

Согласно данным относительно исполнения бюджета 2012 г., объем поступивших за это время нефтегазовых доходов составил 6,453 трлн руб., что превышает установленный законом минимум (5,553 трлн руб.) на те самые 900 миллардов. Столь жесткий порядок "стерилизации" избыточных доходов от нефтегазового экспорта объясняется принятым в 2012 г. бюджетным правилом. Его смысл заключается в накоплении конъюнктурных доходов на случай нового кризиса. Бюджет при этом должен быть сверстан, исходя не из текущей цены на нефть, а с учетом ее возможного длительного снижения.

Новое бюджетное правило основано на расчете базовой цены на нефть. В 2013-м это цена Urals за последние пять лет. Впоследствии этот срок будет ежегодно увеличиваться на год, пока в 2018-м не достигнет десяти лет.

Данное условие необходимо для воспрепятствования соблазнам использовать излишние нефтегазовые доходы на какие-либо повседневные нужды под предлогом благоприятной конъюнктуры, сохраняющейся на протяжении длительного времени. Также, согласно последним поправкам, избыток нефтяных доходов будет пополнять резервный фонд до тех пор, пока его размер не достигнет 7% ВВП. По расчетам Минфина, произойти это должно лишь в 2017 году. Если это действительно произойдет, нефтегазовые доходы будут разделены на два потока. Первый направится в Фонд национального благосостояния, а второй будет использован для реализации инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком действия.

Начатая еще несколько лет назад политика создания "кризисных резервов" подтвердила свою состоятельность во время кризиса 2008 года. Напомним, что осенью 2008 г. объем Резервного фонда находился на максимальном уровне - $140 миллиардов. В 2009 - 2010 гг. на закрытие бюджетного дефицита было потрачено 4 трлн руб. накоплений, в итоге объем фонда сжался почти в шесть раз - до минимальных $25 миллиардов.

В то же время политика, на протяжении многих лет проводимая Минфином, вызывает шквал критики со стороны ряда министерств и ведомств, парламентариев и многочисленных экспертов. По их мнению, средства Резервного фонда должны быть направлены на финансирование различных инфраструктурных и иных государственных проектов, на гарантии инвестиций и социальные расходы. Однако в этом споре верховные власти страны продолжают придерживаться позиции, отстаиваемой Минфином.

Не исключено, что такое положение дел не лишено оснований. В сложившейся на сегодняшний день системе первоочередное значение для руководства страны имеет поддержание определенной социально-экономической стабильности (или ее видимости). Для этих целей выбранный алгоритм действий является исключительно оправданным. Руководство страны прекрасно осознает неустойчивость действующей модели по отношению к внешним и внутренним кризисам и потрясениям. В этой ситуации единственным способом сохранения существующей относительной стабильности является стратегия формирования резервов, реализацией которой и занимается Минфин.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей