Работодатели заставляют сотрудников спать как следует

Читать в полной версии →
Хронический недосып работников обходится компаниям в миллиарды долларов. Осознав проблему, многие начали инвестировать средства в программы нормализации сна




В России традиционно считается признаком высшего трудового рвения, граничащего с подвигом, выходить на службу больным или сильно не выспавшимся, отказываться от отпусков, засиживаться допоздна... в общем, что называется, гореть на работе. И до недавних пор работодатели подобный подход не просто приветствовали, но зачастую даже насаждали. Однако в последнее время все чаще звучат разговоры о том, что такой героизм дорого обходится не только самим "героям", но и компаниям, на благо которых они трудятся.

Неминуемое снижение производительности труда (ведь, как ни крути, человек – не робот, и каким бы запасом энергии он ни обладал, постоянное напряжение сил рано или поздно даст о себе знать) отражается и на финансовых показателях организации. А если на службу приходит заболевший человек, он может заразить коллег, поэтому многие компании в обязательном порядке заставляют брать больничные даже самых отъявленных трудоголиков.

Но вот бороться с хроническим недосыпом гораздо сложнее – не будешь же контролировать взрослых людей за пределами офиса. Казалось бы, это их личное дело, в котором часу ложиться спать, если на работу они являются без опозданий. Но, как выяснили недавно ученые из Медицинской школы Гарвардского университета, недостаток сна у служащих обходится компаниям в миллиарды долларов. По данным американских центров по контролю и предотвращению заболеваний, постоянно не высыпаются треть работающих американцев (40,6 миллиона человек).

По оценкам гарвардских ученых, только в 2011 г. американские фирмы потеряли $63,2 млрд из-за снижения производительности труда, главным образом, благодаря "презентеизму" – ситуации, когда человек показывается на рабочем месте, но не способен работать с полной отдачей.

Осознав проблему, многие крупные компании начали инвестировать в различные программы – от "курсов сна" до закупки специальных ламп, регулирующих в организме уровень гормона мелатонина, ответственного за сон. По сведениям The Wall Street Journal, подобные программы, в частности, внедряют банк Goldman Sachs и крупнейший производитель бытовой химии Procter&Gamble.

"Если бы мы ремонтировали машины так, как относимся к человеческому телу, они бы непрерывно ломались", – говорит бывший психолог из Корнелльского университета и автор книги "Сон для успеха" Джеймс Маас. На его лекцию о гигиене сна в Goldman Sachs в 2011 г. пришли более тысячи человек. По словам Мааса, в последние годы инвестиционные банкиры являются его основными клиентами, потому что испытывают постоянный стресс. Но обычно они не хотят спать дольше: они хотят лучше высыпаться всего за пять - шесть часов вместо традиционных восьми.

Хроническая усталость особенно опасна в тех профессиях, которые связаны со сферой здравоохранения и производства, где имеются ночные смены и где малейшая ошибка может стоить человеческой жизни. В прошлом году более 2600 сотрудников самого крупного в штате Висконсин медицинского центра, расположенного в городе Аврора, прошли шестинедельный онлайн-курс по борьбе с бессонницей после того, как руководство компании пришло к выводу, что расстройство сна является проблемой для многих работников. Участники программы должны были вести "дневник сна", на основе которого им впоследствии были даны индивидуальные рекомендации.

Другие компании обращаются за помощью к производителю ламп, помогающих регулировать уровень мелатонина в организме. Изначально эти устройства поставлялись хоккейным командам с целью помочь справиться с джетлагом, однако теперь заказы на них поступают и от многих крупных компаний.

Выбор читателей