Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Жила-была в Тверской области семья Ирины Воскресенской и Алексея Зайцева. А с ними – четверо детей: Павел (5 лет), Вячеслав (3,5 года), Вероника (2 года) и Ангелина (11 месяцев). Жила эта многодетная семья в деревенском доме, который сельсовет выделил им после смерти хозяйки – одинокой старушки. Дом был ветхий и маленький. Но родители детей любили, отец ради них ездил за 130 км на заработки – он штукатур-маляр.
И вот 21 декабря рано утром, когда мать с детьми еще спали, в дом ворвались представители опеки и силком отняли детей. Предлогом послужило то, что печь не топлена, дома холодно и не убрано. В общем, кошмар и произвол. Это первая версия.
Правда, вскоре выяснилось, что "утро" – понятие растяжимое. Согласно второй версии, представители опеки пришли в полдень. И если в этот момент деревенская многодетная мама спала, то это неплохо объясняет и грязь, и холод, и беспорядок. На улице в момент визита представителей опеки было -30°С, в доме пар шел изо рта. Двух младших детей поместили в больницу, с ними оставили маму, так как в больнице без присмотра родителей детей до 3-х лет не оставляют. Двух старших поместили в реабилитационный центр, но у трехлетнего Славы начались приступы удушья, и его тоже поместили в больницу. Старший, Паша, остался в реабилитационном центре. Там он, похоже, впервые в жизни взял в руки карандаш. Остальные дети с мамой в больнице – там их подлечивают и заодно выводят у всех вшей. Медики говорят, у детей задержка развития из-за того, что с ними не занимались, а у Вячеслава еще и гидроцефалия.
Потом, когда родители пришли на популярное ток-шоу, выяснилось, что соседи не раз предлагали им помощь (в отличие от родных, вполне здоровых бабушек с обеих сторон), но... Семья Зайцевых-Воскресенских не то чтобы пьющая (хотя соседки и попрекали мать тем, что она курит и пьет пиво, будучи беременной), скорее – безалаберная. На ток-шоу они сорвались в тот день, когда муж должен был принести в органы опеки договор найма квартиры, чтобы детей вернули. А жена сбежала на передачу из больницы, бросив детей. Судя по поведению родителей, сами они тоже имеют некоторые проблемы – как минимум, психологические. На ток-шоу выяснилось, что оба родителя жили в интернате при живых родителях, а бабушки с наслаждением обвиняли власти, но как-то не рвались помочь своим детям и внукам. В общем, версия о злой опеке стала рушиться. И тут общественное мнение, до того момента вполне солидарно обличавшее бездушных чиновников и собиравшее деньги "на детей", забуксовало.
И есть от чего. Вот, представитель помогающего сиротам движения "Мурзики" Герман Пятов, принявший участие в судьбе этой семьи, признается: "До поездки к Зайцевым я был настроен против опеки, делающей детей сиротами при живых родителях. Однако, приехав, понял, что не все так однозначно – да, органы опеки ограничились надзорной и запретительной функцией, не приложив заметных усилий к изменению ситуации, но и родители не слишком старались что-то улучшить в условиях жизни своих детей. Ну, а раздувшие эту историю так называемые "общественники" на самом деле оказались работодателями отца семейства, причем он в их фирме, занимающейся недвижимостью и землей, работает без официального оформления. Несколько лет они наблюдали ситуацию в семье – и "били в колокола", вместо того, чтобы подыскать Зайцевым-Воскресенским нормальное жилье".
Сам Пятов, приехав в Старицу, решил жилищный вопрос многодетной семьи за полдня – снял им жилье. "Главной причиной изъятия органами опеки детей из семьи были небезопасные для жизни и здоровья детей жилищные условия, поэтому, поэтому проблему с жильём нужно было решать в первую очередь – объясняет он. - Кроме того, отцу семейства было предложено официальное трудоустройство, а также подписаны договоренности на представление интересов семьи в суде найденным командой Мурзик.Ру адвокатом".
А дальше? А дальше родители уехали на ток-шоу в Москве, бросив детей в больнице.
И здесь начинается самое сложное.
Сейчас принято решение забрать детей от родителей на три месяца. За это время они должны доказать, что могут быть ответственными. Как они это будут доказывать, не понятно: жилье им, спасибо "Мурзикам", уже сняли, "правозащитники-работодатели" обещают купить жилье – у семьи есть неиспользованный материнский капитал, да и желающих помочь материально хватает. Однако речь ведь не только об отсутствии нормального жилья с удобствами. Речь о том, что ни Ирина, ни Алексей не имеют опыта жизни в нормальной семье – и вроде не очень стараются. А запустить детей можно и в большой комфортабельной квартире.
Таких горе-родителей в России много, а будет еще больше.
"Количество сирот при живых родителях-алкоголиках хоть немного, но уменьшается, – говорит Герман Пятов. - Эпидемия алкоголизма бурных девяностых пошла на спад, часть алкоголиков просто вышла из детородного возраста, жизнь в стране постепенно становится лучше". И встает иная проблема – родители, сами бывшие сиротами. Они уже не столь алкоголизированы, хотя не видят причин не выпить пива и покурить при детях и во время беременности. Они, в отличие от своих родителей-алкоголиков, детей любят и рожают их, в общем-то, сознательно. Вот только на создание детям элементарного быта сознательности не хватает.
Это не только проблема России с ее опытом повального алкоголизма в провинции в 1990-х. Наша экономика дошла до того уровня, когда бедные не умирают с голоду, – и тут же появилась проблема помощи им. Потому что голодного достаточно накормить, надеясь, что удочку даст кто-то другой когда-то позже. А таким вот Иринам и Алексеям нужна даже не удочка, а кнут и пряник.
"В России нет механизма помощи таким семьям, когда работники соцзащиты контролируют такую не спившуюся, но социально не адаптированную семью", – говорит Герман Пятов. По его мнению, "помощь таким семьям не должна быть чисто материальной, так как это стимулирует иждивенчество. Таких безответственных родителей нужно контролировать под угрозой изъятия детей, стимулируя к полноценному ведению домашнего хозяйства, планированию бюджета, созданию безопасных и комфортных условий для жизни детей, которых они решились родить. Такой подход поможет социально адаптироваться и родителям, и их детям".
Это, кстати, не трудно – у инфантильных родителей дети чаще всего вырастают самостоятельными. "Если соцработник или наставник будет приходить в такую семью хотя бы раз в неделю и понуждать родителей заняться огородом, сажать картошку и так далее, то дети будут вовлекаться в процесс ведения хозяйства, и не повторят судьбу своих родителей", – говорит Пятов. Но сам же признает, что такие еженедельные походы соцработников – из области фантастики: "Наши чиновники таких сложных схем не любят. Хотя мы (добровольцы команды Мурзик.Ру) – знаем, как это сделать – на опыте работы с выпускниками детских домов". В нашей действительности будут, скорее, забирать детей. А родители – рожать новых, которых тоже заберут. И выросшее в детдомах уже второе-третье поколение сирот снова воспроизведет тот же сценарий: куча неухоженных детей, лишение родительских прав, детдом... Новые бедные, новые сироты.