ФОТО: РБК |
"Будут совершенствоваться межбюджетные отношения, создаваться условия для сокращения долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты. С 2014 года регионы получат право перейти к налогообложению недвижимости, исходя из кадастровой стоимости", - отметил глава кабмина.
По словам премьера, сейчас проводится оценка объектов для определения кадастровой стоимости, которая станет базой для нового налога, так как старая методика определения инвентаризационной стоимости жилья уже не действует.
По сути, этим заявлением Медведев дает старт введению пресловутого налога на недвижимость, при котором оценка объекта определяется не по остаточной стоимости, рассчитываемой БТИ и бесконечно далекой от ее рыночного значения, а по близкой к рыночной кадастровой стоимости.
Для большинства владельцев жилой недвижимости это будет означать увеличение налоговых выплат в разы или десятки раз - в зависимости от региона и состояния объекта. Так, при предполагаемой базовой ставке налога 0,1%, за среднюю московскую квартиру стоимостью 7 - 10 млн руб. ее владельцу придется ежегодно платить от 7 до 10 тыс. рублей.
Предполагается, что взимание налога будет дифференцированным, благодаря чему владельцы жилья площадью или стоимостью ниже неких установленных норм, получат льготы по уплате налога или вообще будут освобождены от его уплаты. Идея перевода части регионов на налогообложение недвижимости на основе ее кадастровой стоимости не нова. В последний раз на ней останавливался президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. По мнению главы государства, это должно привести к укреплению собственной налоговой базы российских регионов.
В этом контексте решение видится весьма своевременным, учитывая недовольство региональных властей тем, что значительная часть сборов направляется в федеральный бюджет. Предоставление регионам права взимания налога на недвижимость, исходя из ее кадастровой оценки, в большинстве случаев, позволит пополнить региональные бюджеты и снизить зависимость от федеральных дотаций. В то же время, совершенно очевидно, что эффективность нововведения не будет одинаковой для всех без исключения регионов, не говоря уже о районах и населенных пунктах.
Без сомнения в выигрыше окажутся развитые области с преобладанием крупных городов, со сравнительно дорогой недвижимостью. Здесь взимание налога на недвижимость по новым правилам приведет к резкому росту поступлений, при том что затраты на его администрирование из-за компактного расположения налогоплательщиков будут невысоки.
Обратная ситуация может наблюдаться в регионах с преобладанием населенных пунктов сельского типа, разбросанных по большим площадям. Подобная ситуация характерна для Сибири и Дальнего Востока. Составление кадастровых планов здесь по-прежнему идет с серьезными затруднениями. В местах с преобладанием старой, ветхой и незначительной по площадям жилой недвижимости (каковых в России достаточно), взимание налога на недвижимость на основе кадастровой стоимости также вряд ли окажется эффективным.
Все это может свидетельствовать о том, что под налогообложение по новым правилам в следующем году, в первую очередь, попадут наиболее развитые регионы, с готовыми кадастровыми планами, где компактно проживают значительное число граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости.