Онкологический больной в Первом московском хосписе. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Профессор Давид Мелик-Гусейнов напомнил, что в 1960-е – 1970-е гг. онкологическая помощь в Советском Союзе была признана лучшей в мире. Американцы в 1971 г. "содрали" у СССР концепцию онкологической помощи и написали Национальный противораковый закон, по которому, кстати, США живут до сих пор. Поэтому у них сейчас все хорошо, а у нас с каждым годом все хуже и хуже.
"В США, если врач плохо осмотрел и не выявил рак, его тащат к прокурору – изволь оплатить лечение. А у нас никто ни за что не отвечает. Есть 944-й указ, но на местах говорят: нам указ не приказ; онкологические койки растаскиваются по другим отделениям, "раковые" деньги разбазариваются", – сообщил главный врач Городского онкологического диспансера Санкт-Петербурга Георгий Манихас. При этом диагностика рака в отдаленных районах в пересчете на одного больного обошлась бы бюджету всего в 500 рублей. Деньги смешные. Но у государства то ли нет этих денег, то ли ему просто безразлично.
Катастрофическими темпами растет заболеваемость "женскими" формами рака – молочной железы и шейки матки. Врач-онколог Стелла Узденова рассказала, как врачи фонда "Здоровье женщины" объездили с осмотрами ряд отдаленных регионов. Выяснилось, что предраковое состояние шейки матки – у 70% россиянок! "Приходилось в школах открывать смотровые кабинеты – у нас немало районов, где до ближайшей больницы 400 километров. В России каждые 17 минут умирает одна женщина от рака молочной железы, и каждые 87 минут – от рака шейки матки", – привела Узденова страшную статистику.
Всего на учете с раковыми заболеваниями сейчас стоят 2,6 миллиона россиян, каждый год выявляют свыше 500 тысяч новых больных.
Быстро растет заболеваемость раком почки – за десять лет на 35%. Директор бюро по изучению рака почки Илья Тимофеев рассказал об опросах больных с метастатическим раком почки в регионах – выяснилось, что только 6% бесплатно получают современные лекарственные препараты, 52% покупают их за свой счет, а 25% пациентам врачи вообще не назначили никакого лечения. Илья Тимофеев сообщил, что у врачей распространен такой прием: они назначают раковым больным препараты-"пустышки". И больной спокоен – думает, что его лечат, и бюджету хорошо – потому что дешево.
Врачей заставляют скрывать от пациентов информацию о продуктивных методах лечения, продолжил Илья Тимофеев , иначе больные начинают ходить в местный минздрав и требовать лекарства. Из общего числа раковых больных только половина знают о современных способах лечения, причем 80% из них узнали о них из Интернета.
Говорили на круглом столе и о наркотических препаратах. По словам врачей, все наши законы направлены только на контроль, "но нигде не сказано о доступности". Чтобы получить рецепт на наркотический препарат, умирающий раковый больной должен две недели обивать пороги врачей и чиновников от медицины. "Потом он приходит в аптеку, а ему говорят: ой, а вас в списках нет! Еще вписать не успели. Больной идет обратно в больницу. Ему список на руки не дают, говорят: ждите еще две недели, пока мы его в аптеку отправим курьером", – горячился профессор Мелик-Гусейнов. На оборудование такой аптеки видеокамерами и сигнализацией надо потратить полмиллиона, хотя достаточно было бы одного сейфа, а оставшиеся деньги можно было бы пустить на лечение тех же раковых больных.
В конце мероприятия модератор поинтересовалась: "Есть ли тут представители Министерства здравоохранения? Ну скажите хоть что-нибудь!" Наконец, представители отозвались. По их словам, в министерстве "знают обо всех этих проблемах". И даже знают, как их решить – для этого "надо повысить настороженность врачей на местах".
Участники круглого стола начали кричать, что у них к Минздраву еще много вопросов, и вообще не понятно, "что они будут делать, чтобы все насторожились". После этого мероприятие завершили в срочном порядке, дав представителям Минздрава возможность быстро покинуть помещение.