Китай знает, как победить США

Читать в полной версии →
КНР продолжает прилагать усилия по обеспечению себе наиболее выгодной стратегической позиции в глобальном масштабе


ФОТО: АР



Китай продолжает прилагать усилия по обеспечению себе наиболее выгодной стратегической позиции в глобальном масштабе. Одним из путей реализации этой задачи является создание новых стратегических коммуникаций взамен прежних, которые, по мнению экспертов, могут оказаться уязвимыми в случае военного конфликта с другими странами и в первую очередь - с США.

Как сообщает китайский информационный портал со ссылкой на пакистанские СМИ, некоторое время назад министр информации Пакистана Камар Заман Каира заявил о том, что его страна согласна передать права на оперативный контроль над стратегически важным портом Гвадар, китайской компании "China Overseas Holdings Limited". Известно, что порт Гвадар находится в стратегически важном месте - "горле" Персидского залива, в 72 км от границы с Ираном, и около 400 км от ведущего коридора по нефтеперевозке - Ормузского пролива.

По мнению экспертов, подобные действия продиктованы не столько экономическими, сколько геополитическими мотивами. Так, главный китайский геополитический соперник - США - отчетливо дал понять о намерении переместить стратегический центр тяжести в Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), что выражается в усилении военного присутствия этой страны на Филлипинах и в Сингапуре.

В этих условиях в случае военной конфронтации между двумя государствами США смогут без труда перекрыть канал поставки в Китай нефти через Малаккский пролив, через который осуществляется около 80% нефтяных поставок в КНР. По этой причине Китай рассматривает альтернативные маршруты важнейших стратегических коммуникаций. Прежде всего, речь идет о стратегии "Нить жемчуга", включающей в себя сеть стратегически важных портов, баз и станций наблюдения в Шри-Ланке, Бангладеш, Бирме и т.п. В рамках этой стратегии получение КНР контроля над портом Гвадер становится едва ли не переломным моментом в обеспечении геополитического превосходства в регионе.

Примечательно, что сами китайцы относятся к установлению контроля над портом Гвадар достаточно спокойно и стараются избегать любых намеков на военно-стратегические решения. "Хотя иностранные СМИ все время спекулируют военным значением передачи Китаю порта Гвадар, на самом деле то, что китайское предприятие управляет портом Гвадар, является нормальной коммерческой сделкой. Со средне- и долгосрочной точки зрения, это не только в определенной степени может обеспечить энергетическую безопасность Китая, но и позволит непосредственно привлечь нефть из Ирана и других стран Ближнего Востока", - утверждает известный китайский аналитик Сун Сяоцзюнь.

По мнению эксперта, можно предвидеть, что китайские предприятия смогут создавать возможности развития для Пакистана. Прокладка железной дороги может решить вопрос об избытке молодой рабочей силы в Пакистане. Если нефтепровод будет построен, то китайские нефтегазовые предприятия смогут создать нефтепромышленный блок вдоль него, что будет непосредственно стимулировать развитие экономики близлежащих районов. По словам Сун Сяоцзяня, если экономика Пакистана с населением в 200 миллионов человек будет активизирована, то Китай получит эту страну в качестве достаточно крупного рынка для своих товаров.

И все же забота об экономике соседней страны в этом случае, похоже, является лишь вторичным мотивом. В условиях бурного экономического развития изменения своего геополитического статуса и неизбежного противостояния с США, формирование новых защищенных стратегических коммуникаций становится для Китая первоочередной задачей.

Алексей РЫБНИКОВ |
Выбор читателей