Кудрин против "своей" мафии

Читать в полной версии →
Бывший глава Минфина и министр юстиции выступили против идеи главы Следственного комитета о создании финансовой полиции: мафий получится слишком много


Фото из архива ИТАР-ТАСС



У выдвинутого на днях главой Следственного комитета (СК) России предложения о превращении Росфинмониторинга в полноценную силовую структуру – финансовую полицию - появился еще один серьезный противник.

По мнению бывшего министра финансов Алексея Кудрина, в создании такой структуры нет необходимости. "У действующих структур достаточно полномочий. Просто нужны хорошие финансовые специалисты", – написал Кудрин в своем Twitter.

Напомним, на прошлой неделе на заседании коллегии СК глава ведомства Александр Бастрыкин заявил о необходимости предоставить Росфинмониторингу возможность ведения оперативно-следственной деятельности. Подчиняться финансовая полиция должна непосредственно президенту, а ее главной задачей станет борьба с мафией.

"Мафия вообще бессмертна! – объяснил Бастрыкин в интервью "Коммерсанту". – А вы знаете, что есть один путь победить мафию – создать свою". По мнению главы СК, действия финансовой полиции должны ограничиваться исключительно сферой экономики и финансов: "Мы говорим: давайте мы заберем экономику, финансовые преступления – то, что определяет финансово-экономическую безопасность страны. А грабежи, разбои, общеуголовную преступность, кражи оставьте себе. Я думаю, СК – это не тот орган, который все хватает и ни с чем не справляется. Это наиболее опасные преступления, посягающие на основы государства: финансы, экономика, коррупция, взяточничество. Ну и, конечно, убийства, насилие, дети... Все! Нам вполне достаточно".

По сути, глава СК предлагает создать ведомство, которое совмещало бы функции финансовой разведки и финансовой полиции. По мнению Бастрыкина, это позволит оперативно проверять информацию о подозрительных финансовых сделках и операциях методами и средствами оперативно-розыскной деятельности, а при наличии признаков преступления передавать качественный и полный материал в следственные органы.

Руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин пояснил идею шефа: "Российский орган финансовой разведки посредством анализа может установить лишь факт сомнительности той или иной внешнеэкономической операции, однако лишен возможности выявить ее бенефициаров, так как не наделен полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. С другой стороны, органы, наделенные такими полномочиями (МВД, ФСБ, ФСКН), не имеют непосредственно доступа к информационным ресурсам о подозрительных финансовых операциях". О том, почему соответствующие структуры не могут наладить между собой информационный обмен и работать по одному делу каждый в рамках своих полномочий, Маркин ничего не сказал.

Алексей Кудрин – не единственный, кто выступает против превращения Росфинмониторинга в силовую структуру. Против идеи Бастрыкина выступил также министр юстиции Александр Коновалов. "Как у нас принято на Руси было испокон веков, есть некие риски создания чего-то похожего на опричнину с особыми полномочиями, статусом, режимом неприкосновенности", – отметил министр.

Маркин в ответ на это резко заявил: "Бояться создания финансовой полиции стоит только тем, кому действительно есть чего бояться и что терять. Когда речь идет о таких цифрах, то от противников идеи можно ждать не только сравнений с опричниной".

Между тем, по мнению ряда экспертов, появление нового самостоятельного органа, наделенного функциями оперативно-розыскной деятельности не приведет к серьезному улучшению ситуации в сфере раскрытия и предотвращения финансовых преступлений. Напротив, функции финансовой полиции будут частично дублировать функции Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Сможет ли глава СК продавить создание новой силовой структуры, пока не ясно, хотя с учетом последних веяний в российской политике, шанс на это определенно имеется. А о том, как "повезет" в случае реализации мечты Бастрыкина российскому бизнесу, можно только догадываться.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей