ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Пессимисты склонны вспоминать поговорку, согласно которой строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Немногочисленная доля оптимистов надеются, что запрет на курение табака в общественных местах кардинально изменит ситуацию в лучшую сторону и заставит курильщиков отказаться от вредной привычки.
"Меры, предусмотренные новым законом, повлияют на ситуацию в целом именно в том случае, если исполнение закона будет постоянно контролироваться", – полагает психолог Сергей Шевцов-Ланг. Подавляющее большинство курильщиков не способны побороть свою привычку усилием воли, для этого необходим тотальный запрет, поясняет он. Ведь зависимость от табака, по словам эксперта, имеет исключительно психологические причины, незначительное физиологическое недомогание при отказе от курения проходит в течение трех – пяти дней. Шевцов-Ланг рекомендует не ждать предусмотренного новым законом ужесточения мер и начинать бросать курить уже сегодня.
В любом случае, о результатах действия закона можно будет судить не раньше, чем через год. Он вступает в силу лишь с июня (и то частично), затем потребуется еще несколько месяцев, чтобы потребители оценили возникшие неудобства и всерьез задумались об избавлении от вредной привычки. Так что производители табачной продукции в этом году успеют еще получить немалую прибыль.
Увеличение давления на рынке потребления табака в РФ в целом не изменит позитивный прогноз для европейской табачной промышленности и расстановку сил на рынке, полагают в Moody's. Как поясняет агентство, основные производители табака будут получать хорошую прибыль благодаря ценовой неэластичности своей продукции. К тому же, Россия – не единственный развивающийся рынок, где растет потребление сигарет. И этот рост позволяет компенсировать снижение объемов продаж на более зрелых рынках.
На российском сигаретном рынке доминируют международные производители – Japan Tobacco Inc, Philip Morris International и British American Tobacco. ОАО "Донской табак" является единственной российской компанией, входящей в первую пятерку. Но все равно международные бренды составляют 90% от розничного предложения. По данным Moody's, на российском табачном рынке в 2012 г. было продано 370 млрд сигарет; он является крупнейшим по объему потребления, за исключением Китая, и значительно опережает рынок США (290 млрд сигарет по итогам 2012 года).
Кто точно пострадает от нового закона – так это мелкорозничная торговля. С июня 2014 г. вступит в силу запрет на продажу табачных изделий в киосках; между тем выручка от продажи сигарет и слабоалкогольной продукции дает им порядка 60% – 70% от общего объема.