Иранские трубы. ФОТО: AP |
Парламент Азербайджана недавно ратифицировал соглашение с Турцией о транзите газа и строительстве для этих целей Трансанатолийского газопровода (Trans Anadolu Pipeline, TANAP). Соглашение, подписанное в июне прошлого года, предусматривает сооружение газопровода пропускной способностью 16 млрд кубометров в год через всю территорию Турции с востока на запад, при этом отчасти будет задействована уже имеющаяся инфраструктура. Стоимость проекта оценивается в $7 млрд, 80%-я доля в нем будет принадлежать турецкой компании BOTAS, а 20%-я – Азербайджану. Построить трубу планируют к 2018 году. В дальнейшем пропускную способность TANAP можно будет увеличить до 31 млрд, а возможно и до 60 млрд кубометров в год – в зависимости от потребностей.
А потребности могут оказаться немалыми. Турция планирует отбирать из трубы всего 6 млрд кубометров газа, все остальное предназначается для Европы. Чтобы азербайджанский газ попал туда, планируется проложить либо Трансадриатический трубопровод (TAP) – сквозь Грецию и Албанию, затем по дну Адриатического моря в Италию, либо Nabucco West – по территории Болгарии, Румынии и Венгрии в австрийский газораспределительный хаб Баумгартен. Первый вариант в полтора раза короче и, следовательно, существенно дешевле. И, кстати, неделей ранее Греция, Албания и Италия уже подписали межгосударственное соглашение о строительстве TAP, что придало проекту необходимую государственную поддержку.
Впрочем, второй проект тоже не списан со счетов: в конце января между консорциумом Nabucco Gas Pipeline International и итальянской компанией-подрядчиком Saipem подписан контракт на оказание услуг по проектированию Nabucco-West. Так что конкуренция не ослабевает. Брюссель в эту борьбу не вмешивается: его устроит любой газопровод, снижающий зависимость ЕС от российского газа. Так что окончательное решение должны принять участники консорциума, ведущего разработку гигантского газоконденсатного месторождения "Шах-Дениз" в Азербайджане (семь компаний, в том числе азербайджанская Socar, BP в качестве оператора, норвежская Statoil и наш "ЛУКОЙЛ"). И они намерены сделать это не позднее середины этого года.
Тем временем к европейскому рынку потихоньку подбирается Иран: никакие санкции не помешали ему выстроить свой газовый маршрут к побережью Средиземного моря. Речь идет о газопроводе через территорию Ирака в Сирию, который получил название "Исламский газ". На прошлой неделе правительство Ирака одобрило строительство этого газопровода, поручив Министерству нефти подписать соответствующее рамочное соглашение. Газопровод протяженностью 5,6 тыс. км и стоимостью около $10 млрд сможет транспортировать до 40 млрд кубометров газа в год с иранского месторождения "Южный Парс" до сирийских и иорданских портов. Часть газа будет покупать Сирия, Иордания и Ливан, но львиная доля предназначается для Европы.
Тегерану остается решить совсем "пустяковые" задачи: восстановить мир в Сирии, построить в ее портах мощности по сжижению газа и добиться того, чтобы Европа перестала бойкотировать иранскую энергетику. Впрочем, на деле эти задачи могут оказаться не такими уже невыполнимыми. В частности, ввиду того, что новая команда президента Обамы уже не столь настроена на конфронтацию с Ираном, а Европе – как ни крути – нужен иранский газ в качестве еще одной альтернативы российскому. Кстати, именно на Иран изначально рассчитывали инициаторы проекта Nabucco.
В этом контексте "Южный поток" придется в Европе не очень ко двору: он не ослабляет, а, напротив, усиливает газовую зависимость ЕС от России. Брюссель, конечно, не вправе запретить странам-членам и их партнерам строить нужную им трубу (если она соответствует всем экологическим требованиям), но может основательно подпортить планы по ее использованию. Дело в том, что, согласно новейшим правилам регулирования европейского энергорынка, любые поставщики топлива должны иметь равный доступ к трубопроводной системе, включая трансграничные газопроводы. То есть теоретически может сложиться такая ситуация, что когда "Южный поток" будет построен на деньги "Газпрома", Брюссель потребует, чтобы в эту трубу допустили азербайджанский газ. В случае с "Северным потоком" такое невозможно – он заранее был выведен из-под действия "третьего энергопакета" Еврокомиссии. Однако "Южному потоку" добиться такого исключения будет непросто: слишком велика конкуренция поставщиков в черноморском регионе, да и у разработчиков "Шах-Дениза" есть желание сэкономить несколько миллиардов на трубе в Европу.