Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Согласно полученным результатам, с подготовленным списком за покупками ходят 40% респондентов. Еще 49% списка не готовят, но заранее знают, что следует купить. При этом 65% респондентов признаются, что не могут отказаться от незапланированных покупок. Импровизировать в магазине чаще предпочитают молодые люди 18 – 24 лет, а также женщины 24 – 35 лет, которые недавно вышли замуж или родили ребенка. И если молодости в целом свойственно относительно беспечно относится к деньгам, то импульсивность представительниц прекрасного пола объясняется, скорее, стремлением побаловать близких.
А вот наибольшим самоконтролем и самодисциплиной в вопросе покупки продуктов, как выяснилось, отличаются разведенные граждане. Они чаще, чем представители других групп респондентов, составляют список продуктов перед походом в магазин и четко знают, что купить, даже если идут туда без списка. Они же значительно реже остальных участников исследования признавались в совершении незапланированных покупок. Зато разведенные горожане чаще, чем в среднем по выборке, получают от покупок удовольствие. Видимо, потому, что впоследствии их не мучают упреки совести за бесцельно потраченные деньги. В целом же с радостью ходят за продуктами 28% опрошенных, а для большинства (63%) это просто жизненная необходимость. Еще 9% назвали данный процесс рутиной.
Повышенной рассудительностью отличаются также семейные горожане старше 45 лет с низким доходом. Малообеспеченные граждане и более консервативны в выборе продуктов, являясь приверженцами одних и тех же марок. Всего таких лояльных потребителей набралось 39%. Чуть больше доля тех, кто любит пробовать новинки – 41%. Закономерно, что доля экспериментаторов выше, опять же, среди молодого поколения (до 24 лет).
Более половины россиян (57%) признаются, что часто покупают продукты, которые участвуют в акциях, при этом покупать товары по акции более склонны женщины, нежели мужчины – 63% против 50% соответственно. Но во время дегустаций рекламируемый продукт покупает лишь каждый третий респондент, а более трети участников опроса (36%) заявили, что не делают этого никогда. Вероятно, здесь сказывается негативное отношение к прямой рекламе, которая воспринимается как попытка навязать что-то ненужное. А акции воспринимаются как элемент распродаж и возможность приобрести нужную вещь по сниженной цене.
В завершение опроса исследователи поинтересовались, где, при наличии такой возможности, респонденты предпочли бы покупать продукты питания. К небольшим магазинам у дома тяготеют 19% горожан, рыночные продукты ценят всего 6%, а частные магазинчики и лавочки и того меньше – 5%. Предпочли бы совершать покупки в супермаркетах и гипермаркетах 70% респондентов. Причем такой вариант ответа несколько чаще давали жители Южного федерального округа, Урала и Сибири.