Россияне так и не научились одеваться по-европейски

Читать в полной версии →
В России женщины традиционно одеваются более нарядно, а мужчины – более спортивно, чем в Европе. Но наша "византийская" любовь к ярким палитрам, дорогим аксессуарам и мехам – это не всегда безвкусица



ВСЕ ФОТО



На днях в Москве завершилась очередная выставка СРМ (Collection Premiere Moscow). Два раза в год, весной и осенью, представители ведущих мировых брендов в области ритейла, высокой моды и прет-а-порте собираются в Москве, чтобы продемонстрировать, что в предстоящем сезоне появится на прилавках магазинов одежды. Центральной частью весеннего СРМ-2013 стал Russian Fashion Retail Forum. Здесь эксперты во главе с председателем Европейского совета по экспорту текстильной продукции Рейнхардом Е. Доепфером и генеральным директором Fashion Consulting Group (Москва) Анной Лебсак-Клейманс и представители крупнейших ритейловых брендов обсудили текущую ситуацию на российском рынке одежды, а также перспективы ее развития.
О последних событиях и главных тенденциях на мировом и российском рынке одежды "Yтро" беседует с генеральным директором FCG Анной Лебсак-Клейманс.

"Yтро": Несмотря на глобальный кризис, по итогам прошедшего года спрос на продукцию ведущих фэшн-брендов взлетел настолько, что их владельцы превратились в миллиардеров, попавших в список Forbes. Что произошло в мировой фэшн-индустрии, что привело к такому подъему?

Анна Лебсак-Клейманс: Безусловно, далеко не все фэшн-бренды вступили в эру сказочного процветания. У разных компаний разные результаты. Как среди люксовых компаний, так и среди массовых марок есть те, кто растет быстро, и те, чьи показатели не столь впечатляющи. Если, например, обороты Prada и Louis Vuitton в 2012 г. уверенно росли, то у Burberry произошел спад продаж и снижение оборотов.

Также показатели существенно различаются по регионам: одна и та же компания может расти сверхбыстрыми темпами в одной стране и фактически стагнировать в другой. Например, у H&M рост продаж в России в 2012 г. составил 43%, а в Финляндии всего 6%. При этом общий показатель роста по миру был равен 11%.

Какие тенденции господствовали в минувшем году в сегменте демократичных брендов?

Во-первых, скачкообразный рост онлайн продаж. Так, офлайн ритейлеры стали активнее использовать Интернет не только как канал продвижения и рекламы, но и как канал прямых продаж. Во-вторых, стабильное расширение в регионы, "децентрализация" географии развития. С насыщением московского рынка основные игроки, как российские, так и международные, стали активнее развивать экспансию в небольшие города.

В целом, бренды поменяли стратегию экстенсивного развития на интенсивную: это оптимизация оргструктур, существенные инвестиции в персонал, пересмотр ассортиментных стратегий – запуск новых линеек, расширение ассортимента и товарных категорий, а также ребрендинг торговых сетей.

Можно ли сейчас назвать страну или регион, где потребление продукции фэшн-индустрии идет наиболее активно?

Однозначно это Китай. Он показывает самый высокий рост практически во всех категориях: luxury, масс-маркет, онлайн торговля. Если, к примеру, мы посмотрим на рынок интернет-торговли, его рост в России оценивается в 30%, что немало. Но в Китае аналогичный показатель превышает 120%. Ведущие мировые бренды делают ставку на Китай и констатируют, что по темпам роста регион показывает лучшие результаты по миру.

Какую роль в индустрии играют мероприятия, подобные CPM, а также Недели моды?

Как и в любой индустрии, в индустрии моды существуют свои институты. Выставки – один из основных институтов сегмента готовой одежды, централизованная площадка для встреч дистрибьюторов, байеров и производителей. В России международные выставки имеют свою специфику: они ориентированы исключительно на локальный рынок. Значительная часть экспонентов – это не сами бренды, а региональные агенты-представители брендов в России. Европейские выставки ориентированы на глобальный рынок, и бренды там преимущественно представлены напрямую.

Недели моды – это тоже площадка для встреч, но для прессы и байеров премиального сегмента и дизайнерских домов моды. Так же, как и выставки, основные Недели моды (Нью-Йорк, Париж, Лондон, Милан) ориентированы на глобальный рынок, а остальные – преимущественно на локальные рынки.

В настоящее время активно растет онлайн торговля одеждой и аксессуарами. Можно ли говорить о том, что объемы онлайн продаж сравняются с офлайновыми?

Потенциал роста сегмента очень большой. В развитых странах пропорция онлайн сегмента к офлайну оценивается до 10%. Сложно говорить, достигнет ли онлайн продажа одежды масштабов офлайн сегмента, но вероятность этого существует.

Можете ли вы что-то сказать об изменениях предпочтений российских покупателей за последние годы?

Потребление стало более рациональным, люди стали лучше понимать как оценить качество одежды и покупать по принципу "лучше меньше, но лучше". Сам процесс покупки стал гораздо менее спонтанным. Отчасти это результат быстрого доступа к информации: у большинства покупателей есть комфортная возможность определить свои предпочтения и желания, не блуждая по магазинам, а одним кликом-запросом в Интернете. Таким образом, еще до выхода в магазин можно знать все о существующих вариантах.

Кроме того, на смену поколению 45+, которое вполне толерантно воспринимает вещевые рынки, приходит активная аудитория 25 – 35. На это более молодое поколение сейчас приходится основная доля продаж. Их покупательские привычки были сформированы в период становления цивилизованного одежного ритейла. Поколение 25+ гораздо более требовательно к качеству сервиса.

Когда приезжаешь в Западную Европу, возникает ощущение, что местные жители практически не заботятся о том, чтобы выглядеть модно, акцент делается на удобство и практичность. В России, наоборот, первую скрипку играет внешний вид. Почему так происходит?

Это разные культуры ношения одежды: есть более декоративная, есть более минималистичная. И минималистичная не является менее привлекательной или менее стильной. Европейцы – это пример совершенно другого баланса между элегантностью и функциональностью. Они лучше умеют одеваться по ситуации и соответствовать дресс-коду, что не всегда встречается в России, где традиционно во всех ситуациях женщины одеваются более нарядно, а мужчины – более спортивно.

Как вы считаете, за последние 10 лет у нас стали лучше одеваться?

За 10 лет рынок одежды России колоссально изменился, что, естественно, изменило к лучшему и возможности россиян одеваться. На российский рынок вышли практически все глобальные модные бренды, которые открывают магазины в регионах и не самых крупных городах. Модный шопинг более не является монополией столиц.

Во-вторых, за 10 лет благосостояние и качество жизни в России выросло. Люди постепенно привыкли покупать более качественные вещи в красивых магазинах, а не на вещевых рынках. И, в-третьих, распространение Интернета сделало россиян более образованными в модной сфере: они имеют возможность видеть коллекции любых мировых брендов, разбираться в модных тенденциях, тем, кто интересуется модой, доступны самые последние новости с мировых подиумов.

Да, можно с уверенностью сказать, что за эти 10 лет россияне стали одеваться в более качественную одежду, лучше разбираться в том, что такое современная мода, быть более самостоятельными в формировании собственного стиля и лучше понимать дресс-коды. А "византийская" любовь к ярким палитрам, дорогим аксессуарам и роскошным мехам – это вовсе не всегда "безвкусица", а отчасти, напротив, наше культурно-историческое наследие. К которому, кстати, часто обращаются ведущие мировые дизайнеры.


Обсудить на Facebook

## Выставка СРМ-2013: что будет модно носить осенью-зимой 2013-2014
Фото: Ольга Соколова

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей