ФОТО: AP |
В своем докладе Еврокомиссия сетует на то, что Россия применяет ко многим продуктам, включая подержанные автомобили, кузова автомобилей, бумагу и пр., импортные пошлины, превышающие максимальные уровни, согласованные при вступлении в ВТО. "Эти меры, нарушающие обязательства России перед ВТО, должны быть отменены как можно скорее", – призывает исполнительный орган ЕС. Более того, РФ не только не торопится отменять прежние ограничения, но даже вводит новые, "в большинстве своем идущие вразрез с обязательствами перед ВТО", возмущается Еврокомиссия.
Больше всего претензий у европейских чиновников вызывает утилизационный сбор на импортные автомобили, введенный с 1 сентября 2012 г., всего через неделю после того, как наша страна стала полноправным членом ВТО (22 августа 2012 года). Не успели высохнуть чернила на итоговом протоколе, как в адрес России посыпались угрозы судебных разбирательств на этот счет. С тех пор об утилизационном сборе упоминается каждый раз, когда речь заходит о "недостойном" поведении РФ в рамках организации.
Недовольство европейцев можно понять. Ведь тот факт, что эта мера придумана, чтобы компенсировать вынужденный отказ от заградительных пошлин, фактически и не скрывался. При этом Москва откровенно дает понять, что отказываться от нее в ближайшее время не намерена. Отмена сбора возможна только в том случае, если россияне научаться жить, как в Японии или других цивилизованных государствах, когда машина служит семье три – пять лет, а затем утилизируется, заявил в декабре прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов. "Когда страна, экономика, общественность, все уже стимулируют рынок к тому, чтобы не употреблять хлам, тогда, конечно, у нас с вами никакого утилизационного сбора не будет", – пообещал он. То есть еще очень не скоро. И вряд ли ЕС сумеет добиться на этом поприще каких-то существенных результатов. Да и в суд, скорее всего, не пойдет.
Эксперты склонны полагать, что регулярные угрозы разбирательств – не более чем попытка морального давления на Россию. Ее отлучение от ВТО в большей степени невыгодно самой Европе. Да и российский список претензий к ЕС в новом качестве полноправного члена ВТО может оказаться ничуть не меньше. По данным Минэкономразвития, до вступления в организацию в отношении российских товаров действовало почти 100 различных ограничений, в октябре их осталось 73, причем большая часть – именно в ЕС. Снимать собственные торговые барьеры Европа явно не торопится.
В конце 2012 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал, что Россия в рамках нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом не будет принимать на себя экономические обязательства, превышающие те, что были согласованы в рамках ВТО. По словам главы МИД, в ходе переговоров относительно нового соглашения ЕС пытается вернуться к ряду требований, исполнения которых не удалось добиться в результате переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Лавров охарактеризовал эту попытку как "просто нереальную".