Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Тем временем в ход идет тяжелая артиллерия: в среду в Интернете появилось видео, из которого следует, что журналисты "МК" берут взятки и пишут "заказуху". Нетрудно догадаться, что парламентарии от "Единой России" тут же направили запросы в полицию, прокуратуру и налоговую с требованием провести проверку финансово-хозяйственной деятельности газеты. Назначат ли такую проверку и найдут ли что-нибудь проверяющие – ключевой вопрос, потому что позволит понять: каким именно властным ресурсом располагает в настоящий момент партия власти. И, вообще, можно ли ее считать таковой? Потому что способность распоряжаться репрессией – административной либо уголовной – в России и есть основной признак власти.
Серия скандалов, в центре которых оказалась в последнее время "Единая Россия", заставляет предположить: с партией что-то происходит. Такое впечатление, что она подвергается активному троллингу, причем не только со стороны оппозиции, вполне ожидаемо извлекающей на свет божий данные о подозрительных доходах и имуществе единороссов (а чего они хотели после того, как Гудкова-старшего выставили из Думы, обвинив в занятиях бизнесом?). Партия явно теряет поддержку Кремля – в противном случае, как объяснить уход из Думы Пехтина (еще полгода назад он спокойно проигнорировал публичные обвинения в скупке участков в Санкт-Петербурге, которая могла вестись только на основе инсайдерской информации) и стремительный исход оттуда же депутатов-бизнесменов?
И как, наконец, объяснить разгоревшуюся войну с "МК", который ну ни разу не оппозиционное издание – не зря же, в самом деле, Павел Гусев уже второй срок заседает в Общественной палате, где возглавляет комиссию по СМИ?
Сколько еще ударов по имиджу и политической репутации способна выдержать "Единая Россия"? Сможет ли она сохранить статус если не единственной, то хотя бы опорной политической силы? А если нет – то какова будет новая конфигурация политических сил? Эти вопросы приобретают все большую актуальность.
Судя по той истерике, которую периодически демонстрируют видные единороссы, внятного ответа на них у представителей партийного истеблишмент пока нет. Возрастающая усталость в обществе заставляет Кремль судорожно искать подходы, которые позволят свести к минимуму политические риски, вызванные стагнацией экономики и деградацией системы управления. Судя по многочисленным приметам, поиск ведется на ощупь. Отсутствие четкой политической линии провоцирует элиты на постоянную грызню, ведь там столь же судорожно пытаются встроиться в новую, еще даже не артикулированную внятно систему ценностей. Сегодня Яровая – лицо партии, она озвучивает самые "передовые" ее инициативы, вроде конфискационных штрафов для пьяных водителей, и готова горячо аргументировать необходимость самых "людоедских" законов, включая запрет на усыновление детей в США. Но если завтра в отношении граждан к парламенту начнет преобладать раздражение, вызванное "взбесившимся принтером" Госдумы, – не сдаст ли партия Яровую с тем же пылом, с которым сейчас Исаев бросается на ее защиту? И поможет ли тотальная "чистка рядов" выжить самой партии?
Не исключено, что конфигурация политических сил, которые должны обеспечить Кремлю контроль за следующим парламентом, уже проходит тестирование на региональных выборах – не случайно кандидаты от "Справедливой России" и КПРФ вдруг оказались вполне приемлемыми кандидатами в губернаторы. Чем-то иным объяснить ту нервозность и неуверенность в своем будущем, которую демонстрирует "Единая Россия", очень сложно.