Откуда берутся дураки на дорогах

Читать в полной версии →
Уничтожьте ГИБДД. Следить за безопасностью дорожного движения вполне достанет ума и сообразительности у обычного полицейского


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Переехав за город, я стала часто наведываться в близлежащий городок, поразивший меня своими автомобилистами. Местные водители и столичные гости отличаются сразу. Местные останавливают перед пешеходным переходом, если кто-то только подошел к дороге; москвичи, увидев пешехода, стараются успеть проехать до того, как он подойдет к переходу. Местные на желтый свет тормозят, приезжие – газуют. Местные на двухполосной трассе вежливо едут хоть за трактором, хоть за малолитражкой с испуганной теткой за рулем. Москвичи в лучшем случае лихо обгонят, невзирая на запрет, а в худшем – будут прижиматься к бамперу и мигать дальним светом, нервируя жертву. Местные никогда не встают вторым рядом на "аварийке", не подрезают в лихом маневре и вообще ведут себя спокойно и вежливо. А увидев лихача, слегка презрительно говорят: "Москвич поехал".

Согласно докладу, который Высшая школа экономики подготовила к заседанию правительства 4 апреля, Россия входит в десятку стран с самой высокой смертностью на дорогах. У нас в 2012 г. на 10 тысяч автомобилей приходилось 6,6 смертей. В десятке развитых стран это показатель равен единице. Во многих странах, включая Восточную Европу, – тройке, что считается переломным моментом. Нам до этих цифр удастся добраться в лучшем случае к 2030 г., да и то если коренным образом изменим правила поведения на дорогах.

Среди этих правил – равенство всех участников дорожного движения. Увы, высокая смертность и наличие "вельможных колесниц" идут рука об руку – об этом свидетельствуют и данные соседей России по смертности на дорогах. Речь не только о пресловутых мигалках – они, как говорится в докладе, провоцируют появление "более равных" ниже рангом – вплоть до личных парикмахеров губернаторов и знакомых главы городского УВД. Это не шутка: опрошенные ВЦИОМ сотрудники ГИБДД называли в числе "неприкасаемых" и таких нарушителей ПДД. Кстати, мои провинциальные наблюдения этим опросом подтверждаются: по мнению гаишников, в Москве к "неприкасаемым" относится 20 – 40% (!) участников дорожного движения, в то время как в регионах – только 10%.

Ну а те, кто не может похвастаться "нужной" визиткой, заменяют ее купюрами. Те, кому и это затруднительно, полагаются на "авось" и свое водительское мастерство (которое мнят равным Шумахеру). Именно последние чаще всего оказываются героями хроники происшествий, что отнюдь не уменьшает пыл подобных гонщиков. Тем более, как указывается в докладе, в России, в отличие от развитых стран, нет понятия "опасное вождение". Хотя за ту же езду в пьяном виде на Западе действительно не наказывают: вот если ехал опасно и был пьян (превысил так называемую "фуршетную" дозу), тогда ответственность будет усилена.

Да, я как и многие считаю, что под "опасное вождение" наши славные "гайцы" сумеют подвести любого, кто не сможет убедить их в обратном тем или иным способом (мы знаем, каким). Но, вообще-то, с этим бороться очень просто – уничтожьте ГИБДД. Следить за безопасностью дорожного движения вполне достанет ума и сообразительности у обычного полицейского. Кстати, и приезжать на ДТП сможет любой из них, оказавшийся поблизости – вот и не придется его участникам часами перегораживать проезд. Дело тут не в том, что обычный полицейский менее коррупционен, чем сотрудник ГИБДД. Просто в отсутствие "закрепленных" участков и обязанностей большинство из них побоится брать взятку. А если это подкрепить такими жесткими мерами, как слежка собственной службы безопасности и регулярная проверка на полиграфе...

Да, впрочем, что это я? Авторы доклада могут сколько угодно убеждать правительство в том, что "Синие ведерки" правы. Все равно из рекомендаций будут выбраны только репрессивные меры относительно рядовых участников дорожного движения. Уголовная ответственность за опасное вождение? Штрафные баллы? Разноуровневые водительские права (для новичков, малоопытных, опытных)? Конечно! Нужно повышать водительскую культуру! Но промилле не вернем (а без этого нет смысла вводить понятие "опасное вождение"), мигалки не снимем, с коррупцией будем бороться столь же "эффективно", и пусть только попробует простой смертный попасть под колеса хоть личному парикмахеру властей предержащих...

Каков будет результат такой "борьбы", тоже подсчитано. До 2030 г. дураки на дорогах убьют более 415 тысяч человек.


Обсудить на Facebook

Татьяна СОЛЯНАЯ |
Выбор читателей