Иллюстрация с сайта icij.org |
Сразу после публикации представители властей Германии, Греции, Канады, США и Южной Кореи запросили доступ к 2,5 млн файлов, которые составляют основу досье ICIJ, однако получили отказ. Директор ICIJ Джерард Райл заявил, что консорциум не является подразделением правоохранительных органов или правительственным агентом, он остается независимой организацией и намерен продолжить публикацию отчетов самостоятельно на протяжении всего 2013 года.
Глобальный проект, посвященный разоблачению офшоров, был анонсирован ICIJ осенью 2012 года. Методы работы консорциума схожи с методами Wikileaks: информацию, как уверяют в ICIJ, они получают от анонимных источников. Результаты расследований попадают в широкий доступ постепенно, на протяжении длительного времени.
Беспрецедентный слив информации об офшорах и их именитых бенефициаров вызывает закономерные вопросы: почему именно сейчас? Кому это выгодно? Что будет потом?
В первом случае ответ, по всей видимости, достаточно прост и связан с грандиозным схлопыванием кипрской офшорной системы, случившемся, если можно так выразиться, по естественным причинам. Падение Кипра вызвало воодушевление не только у ряда государств, страдающих от уклонения от налогов, но и у значительной части аудитории, придерживающейся левых взглядов. Призвать к ответу богачей, скрывающих свои доходы, всегда было одной из главных целей всевозможных леваков.
Они же являются и главными выгодоприобретателями информационного слива, грозящего серьезными изменениями во всей мировой финансовой системе. По мнению сторонников левых идей, акулы капитализма и их приспешники получили удар такой силы, оправиться от которого им вряд ли удастся. Следуя этой логике, можно предположить, что результатом этой встряски должно стать построение "общества социальной справедливости", в котором богатые за счет своих сверхдоходов будут содержать не желающих работать получателей пособий.
Но эффект вполне может оказаться прямо противоположным. Значительное полевение, наблюдающееся мире в последние годы, уже привело к периодическим отказам в работе классического принципа функционирования рыночной экономики. Если при классическом рынке результат зависел от предпринимательских талантов, то сегодня все чаще ставка делается на перераспределение созданных благ между теми, кто работает и берет на себя риски, и бездельниками. В роли главного контролера за этим перераспределением выступает государство. Не удивительно, что в подобной ситуации даже крупные и респектабельные компании и банки были вынуждены скрывать часть своей деятельности и доходов через офшоры.
Разрушение офшорного рая до предела обостряет вопрос: продолжит ли мировое экономическое развитие идти по пути кормления постоянно растущей паразитирующей части общества за счет тех, кто еще продолжает надеяться на себя и верить в успех своего бизнеса?
При всех кажущихся преимуществах левых идей, они заводят общество в тупик: последним примером стал сокрушительный крах европейского социализма, выраженный в событиях в Греции, Португалии и Испании.
На этом фоне лишение мирового бизнеса одного из последних способов защиты от раскулачивания со стороны левых государств может послужить толчком к его консолидации и противостоянию социалистическим идеям.