Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Необходимость подобной меры назрела давно. Сейчас судебный пристав вправе временно ограничить выезд из России любого должника, независимо от размера задолженности. Официальных указаний на сей счет не существует: решение по каждому конкретному случаю принимается индивидуально. Как правило, мелкие суммы служителей Фемиды не интересуют. И все же бывают ситуации, когда из-за смехотворной задолженности человека разворачивают на границе, и он теряет гораздо более серьезные суммы на турпутевках, билетах и прочих невозместимых расходах.
Причем пострадать могут и вполне законопослушные граждане, у которых реальных долгов нет. В ГИБДД, например, факт оплаты штрафа фиксируется далеко не всегда. Да и другие государственные институты, прямо скажем, совершенством своих автоматизированных систем не отличаются и частенько грешат разного рода ошибками. Недаром с некоторых пор эксперты советуют россиянам перед заграничным путешествием наведаться в службу судебных приставов даже в том случае, если сами они никаких долгов за собой не помнят. Ведь в случае возникновения проблем на пограничном контроле оперативно доказать свою чистоту перед законом уже не удастся, равно как и оплатить долг, если таковой все же имеется.
Именно на последнее несовершенство системы работы с должниками указывало большинство экспертов с момента ее внедрения. И депутаты Госдумы уже направили на имя директора ФССП Артура Парфенчикова письмо с просьбой рассмотреть возможность оплаты гражданами задолженности непосредственно на пограничных пунктах РФ, вынесения постановлений об окончании исполнительного производства и постановления о снятии ограничения на выезд из РФ в автоматическом режиме. Кроме того, предлагается внести в банк данных ФССП, содержащий сведения о должнике, еще один уточняющий параметр – место рождения должника, что позволит снизить вероятность ошибки "с двойником".
А поскольку очевидно, что запуск и отладка подобной системы – процесс не быстрый, и был внесен новый законопроект, поясняют его авторы. "Исходя из того, что многие должники не могут покинуть пределы страны из-за несущественных недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам, включая транспортный налог, штрафы, был определен порог в размере 10 тысяч рублей", – отметила член генсовета "Единой России" Надежда Школкина.
К слову, упомянутый транспортный налог в очередной раз предлагают отменить. Правда, уже не депутаты, а Минпромторг. Ему на смену может прийти налог экологический, который будет соответствовать экоклассу автомобиля, сообщил во вторник заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов на совещании по развитию автомобильной отрасли в Нижнем Новгороде. Но, в отличие от идеи с дифференциацией должников, эта инициатива выглядит не столько радостной, сколько настораживающей. Автолюбители хорошо помнят, что однажды речь о замене транспортного налога уже заходила – когда вводились акцизы на бензин. И что же? Акцизы ввели, а налог остался. Невольно возникает мысль о том, что и новое предложение в итоге обернется появлением очередного сбора в дополнение ко всем имеющимся.