Фото из архива ИТАР-ТАСС |
"Снижение продаж в марте на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уравновесило небольшой подъем рынка в январе – феврале. В результате, в первом квартале рынок зафиксировался на прошлогоднем уровне, – так прокомментировал полученные данные председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Заказы на новые автомобили в первые три месяца 2013 г. не достигли того значительного уровня, который был отмечен год назад. Одной из возможных причин этого может быть затянувшийся зимний сезон. Мы надеемся, что с окончательным наступлением весны активность покупателей возрастет".
Еще одной интересной особенностью этой автомобильной весны стала сдача позиций АвтоВАЗом, продавшим в марте 40480 автомобилей, что на 7% хуже прошлогоднего результата. Впрочем, это далеко не единственная печаль российского автогиганта. В списке пяти самых продаваемых моделей по итогам первого квартала 2013 г. оказалась лишь две российские: абсолютный лидер – седан "Лада Гранта", продажи которого с января по март по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 120%, и разместившаяся на четвертом месте "Лада Калина", продажи которой за тот же период упали на 30%. Между ними расположились "Хендай Солярис" и новый "Киа Рио", а замыкает пятерку лидеров кроссовер "Рено Дастер".
Что касается общих объемов и динамики продаж автомобилей в марте, то здесь за лидером в лице АвтоВАЗа идет Renault, продавший 17990 автомобилей (+16%) и ставший лидером по продажам иномарок. Далее следуют Kia (16571 автомобилей, +10%), Hyundai (15919 автомобилей, -2%) и Toyota (14136 автомобилей, +1%).
С одной стороны, представленные результаты пока не позволяют однозначно утверждать о смене тренда на российском автомобильном рынке. Вполне возможно, что правда действительно окажется за Йоргом Шрайбером, полагающим, что виной всему запоздавшая весна. С другой – в подавляющем большинстве случаев новые автомобили приобретаются через предварительный заказ, с момента которого до физического получения авто проходит не один месяц. Это обстоятельство частично разбивает сезонно-климатическую версию снижения продаж.
Не стоит забывать и о чисто экономических причинах, связанных с ухудшением потребительских настроений и удорожании кредита, а также о факторе насыщения рынка.
Так или иначе, мартовское снижение продаж автомобилей может оказаться не последним. Ни о каком обвале рынка речи пока не идет, но проседание определенных его сегментов вполне возможно, причем уже по результатам апреля. В отличие от 2008 – 2009 гг., когда за резким обвалом экономики и доходов населения последовало не менее резкое падение продаж автомобилей, на этот раз динамика автомобильного рынка будет снижаться плавно, повторяя замедляющуюся динамику экономики.