Фото из архива ИТАР-ТАСС |
"Молодец, Павел Захарченко из Белгорода, – похвалил смелого гражданина президент. – Министры должны чувствовать, что рядовые граждане следят за их работой. Я уже многократно, конечно, слышал такие призывы. Уважаемые друзья, я разделяю точку зрения, что спрос должен быть жестким, но правительство не работает еще и года. За это время, конечно, претензий накопилось немало, но людям надо дать реализовать себя. Нужна ли кадровая чехарда? Не знаю".
Тут-то и обнаружился "рояль в кустах" в лице Кудрина, которого ведущие подключили к беседе, предложив задать свой вопрос. На предложение он ответил залпом упреков в адрес нынешнего правительства, подчеркнув, что оно должно быть более понятным и давать более четкие ориентиры бизнесу. "В прошлом году вот малый бизнес пострадал от страховых взносов", – напомнил Кудрин. Не забыл он и слишком высокие расходы на военные нужды, из-за несогласия с которыми, собственно, и был лишен министерского поста.
Бывший глава Минфина изложил свое видение экономической ситуации и путей решения накопившихся проблем. В частности, он поддержал мнение большинства независимых экспертов, считающих, что в снижении темпов роста ВВП в большей степени виноваты внутренние факторы, а не внешние. Внешние факторы российская экономика, прежде всего, чувствует через цены на нефть, а они в этом году сохранились на высоком уровне, пояснил Кудрин. Далее он отметил, что заработная плата в стране растет быстрее производительности труда, а это означает меньшие темпы будущих инвестиций, что также ведет к снижению экономического роста. Обратил внимание на недостаточную поддержку регионов. И завершил свою речь "свежей" мыслью о необходимости диверсифицировать экономику: "Разворот от нефтяной зависимости должен стать главным в работе правительства. Но такого поворота, мне кажется, по-настоящему не происходит". "Год назад это надо было делать!" – резюмировал он.
Президент ответил не менее эмоционально. Для начала, отдав должное былым заслугам экс-министра (дважды названного лучшим министром финансов в мире), Путин припомнил, что и у него случались осечки. И в качестве примера назвал историю с монетизацией льгот, негативно воспринятую населением, в результате чего "пришлось потом деньгами засыпать эти проблемы и нести социально политические издержки большие". Впрочем, если бы это предложение не было реализовано, транспорт бы, возможно, остановился в некоторых регионах, признал президент. Он также согласился с тем, что темпы роста производительности труда должны превышать темпы роста зарплат.
В свою очередь, глава государства ласково упрекнул Кудрина в отказе вернуться во власть, хотя такое предложение было сделано: "сачок – работать не хочет". "Знаете, я долго работал вице-премьером и отвечал за экономику, но система полумер и полуреформ сегодня не сработает", – парировал его собеседник. И заявил, что хотел бы заниматься реальным делом, а не реализацией инерционного сценария, и не готов участвовать в ручном управлении экономикой без четкой программы означенного им разворота от нефтяной зависимости.
Единственный пост, который в нынешних условиях удовлетворил бы бывшего министра финансов, – должность премьера. В этом единодушно сходится большинство экспертов, наблюдающих за его судьбой. А она в последнее время вызывает живейший интерес. Недавно Кудрин принимал участие в совещании по экономическим вопросам в Сочи. Теперь вот эта показная полемика в прямом эфире. Завершая ее, Путин особо подчеркнул, что ценит Кудрина как эксперта. Но вместе с тем, по мнению наблюдателей, ясно дал понять, что разгонять нынешнее правительство пока не собирается.
Похоже, Путин назначил старого соратника на неформальную должность дамоклова меча над головой Медведева, которому таким образом прозрачно намекают на наличие альтернативы. Одновременно опытный, обласканный мировым сообществом экономист может держаться в реальном резерве на тот случай, если события начнут развиваться по худшему сценарию и к осени стране действительно понадобится новый премьер-министр. Впрочем, не исключено, что замена будет произведена даже в более благоприятной экономической обстановке.