В Москву привезли "Величайшую проститутку"

Читать в полной версии →
В Музее современного искусства открылась выставка работ испанского художника Хуана Миро, которого называют отцом современного авангарда. Экспозиция, впервые представленная в России, включает произведения, которые он создал за последние 30 лет жизни



ВСЕ ФОТО



Выставка "Хуан Миро. Образы" в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" стала громким событием в культурной жизни Москвы. Выставки такого уровня и масштаба редкость даже для столицы: экспозиция заняла все пространство Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре, все представленные работы - больше 200 картин, 14 скульптур, рисунки, книжные иллюстрации, фотографии и графика - российские зрители видят впервые.

На торжественное открытие выставки пришли менценат Михаил Куснирович, кинорежиссер Ольга Свиблова, посол Испании в России Хосе Игнасио Карбахаль Гарате, главный хранитель фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке Мария Луиза Лопес, продюсер Александр Роднянский, писатель Сергей Минаев, актер Александр Лазарев-младший, кинорежиссер Александр Митта, скульптор Зураб Церетели и телеведущая Юлия Бордовских.

В первом зале можно было ознакомиться с биографией испанского художника, которая нанесена прямо на стены галереи. Наибольший интерес публики вызывала картина "Величайшая проститутка". Пока мужчины оценивающе рассматривали полотно, их спутницы, приглядевшись к названию, отпускали колкие комментарии. Люди, не знакомые с творчеством Миро, отходя от картины, честно признавались, что теперь представляют его "немного сумасшедшим, похожим на Дали с выпученными глазами".

Творчество испанца вызывало скепсис даже у специалистов: "Это, похоже, следы ботинок, подошва", - с иронией подметил один из известных коллекционеров. На что моментально получил ответ не менее известного галериста: "Так было задумано, это профанация. У Вас духовная паранойя". "Было задумано ходить по искусству? Творческий акт для глубины картины? Интересно, итальянские хоть были ботинки?", - парировал коллекционер.

Давний поклонник творчества Миро - режиссер Александр Митта - рассказал, что ему еще ни разу в жизни не доводилось посещать такую богатую выставку работ любимого художника: "Уже больше 60 лет я знаком с творчеством Хуана Миро, я любил его с детства. В свое время, в 40-е годы, знакомство с Миро - это была радость, это было откровение. Мечтой было увидеть хотя бы одну, хотя бы несколько картин... Нынешняя выставка шикарна! Конечно, это самая большая выставка в России, я такого никогда не видел!"

Писатель Сергей Минаев, приехав на выставку, был приятно удивлен: "Я думал, что будут работы Миро из собрания музея Барселоны. Я был в музее Миро в Барселоне, но оказалось, что здесь картины из фонда Миро на Майорке. Я никогда в жизни не был на Майорке, не видел еще этих картин, поэтому мне безумно понравилось!".

С экспозицией музея Миро в Барселоне хорошо знаком и телепродюссер Александр Роднянский, но работы из дома художника на Майорке открытие и для него. "Я был в музее Миро в Барселоне, на родине художника и могу сказать: эта выставка очень репрезентативная, представительная, богатая, производящая сильное впечатление", - отметил он.

"Мы задумывались об этой выставке давно, - рассказала на торжественном открытии исполнительный директор фестиваля "Черешневый лес" и идейный вдохновитель выставки Эдит Куснирович. - Но начать работу над проектом удалось только в сентябре. В доме Миро на Майорке, где художник прожил последние более чем 30 лет своей жизни, мы были очарованы музеем, работами Миро и самим приемом, который оказали нам руководители фонда. И нам кажется, что этот особняк - здание музея современного искусства - полностью соответствует тому духу и тем образом, которые Миро хотел донести до своих зрителей. И тот уютный дом художника, что мы видела на Майорке, найдет здесь свое достойное воплощение".

Куснирович была вдохновителем проекта, двигателем и организатором стал российский художник Зураб Церетели: "Мне хочется, чтобы все работы, находящиеся в Фонде Миро, привезли в Москву. Я расскажу историю: в 1964 году Пикассо сообщил, что у него есть репродукция Миро и ее можно выставить. С этой новостью я приехал в Россию, но мне приказали молчать, такая эпоха была. Ссылали в Сибирь или на Кавказ. Русские авангардисты хорошо знали Миро, но о нем нельзя было даже говорить. Теперь я наконец-то счастлив".

Ксения СОЛОВЬЕВА |
Выбор читателей