Математики оказались умнее гуманитариев

Читать в полной версии →
Исследования, проведенные в российских школах, доказали, что дети с математическими наклонностями намного грамотнее, нежели их сверстники, углубленно изучающие русский язык, литературу и историю


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Спор между математиками и гуманитариями идет уже десятилетия, если не столетия. Одни считают, что это два разных склада ума. Другие полагают, что никакого гуманитарного склада ума нет в природе, а изобрели этот термин те, кому не давались естественные науки: с помощью солидного термина "гуманитарий" они надеялись не прослыть за дураков. Именно эта, вторая, версия подтвердилась в результате исследований, проводимых с октября прошлого года по апрель нынешнего, о чем и рассказали в минувший вторник на круглом столе в РИА "Новости": "Инфооткрытость образования: о чем говорят Всероссийские рейтинги школ".

Рейтинги школ были составлены РИА "Новости" совместно с Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования (МАМСО). В исследованиях приняли участие 24 региона: Волгоградская, Вологодская, Калужская, Курская, Тульская, Липецкая, Рязанская, Ярославская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Владимирская, Псковская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Томская и так далее.

По словам исполнительного директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марка Аграновича, если стандартные рейтинги школ учитывают обычно средний балл по ЕГЭ, то в данном случае решили пойти по другому пути: учитывались только те выпускники, которые набрали 220 баллов и больше в сумме за три экзамена.

Согласно мнению экспертов, именно 220 баллов дают бывшему школьнику возможность поступить в престижный вуз (за исключением так называемых топовых). В Москве, к примеру, 220 баллов набирает каждый четвертый выпускник.

В рейтинге приняли участие 940 лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением тех или иных предметов. Как показало исследование, в 359 из 940 школ средний балл ЕГЭ по математике меньше 50. Причем в число аутсайдеров по математике попали 20% физико-математических школ.

Однако, согласно тому же исследованию, те школьники, которые показывают высокие результаты по физике и математике в физико-математических школах, имеют высокий балл ЕГЭ и по русскому языку. Гуманитарии же в гуманитарных школах частенько не только плохо сдают физику с математикой – у них и с русским языком, как выяснилось, просто беда. Отсюда следует, что сильные школы математической и естественно-научной направленности значительно обгоняют гуманитарные школы не только по математике, но и по русскому языку. Что же касается прочих критериев исследования, то они таковы: в школах Самарской, Томской областей и Красноярского края созданы лучшие возможности для индивидуального развития.

Наиболее высокие результаты ЕГЭ (по методике 220 баллов и выше) – в Томской, Вологодской, Самарской и Ульяновской областях, а лучшие условия обучения - в школах Калужской, Новосибирской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Наиболее доступными среди специализированных школ являются спортивные и языковые.

Марк Агранович отметил, что "в нашей сфере, в образовании, очень трудно говорить об эталонах, нормативах, поэтому самый эффективный способ выяснения того, хорошо все или плохо, туда мы движемся или не туда, - это сравнение". По его словам, можно строить рейтинги школ, основываясь на разных критериях. Например, учитывать площадь школ и зарплату учителей. Однако в данном исследовании учитывался, прежде всего, результат, и поэтому "рейтинг дает для родителей массу размышлений". Каких именно размышлений, например, не переехать ли в Томскую область из республики Карелия, или из Псковской и Курской областей, которые по среднему сводному индексу по регионам оказались в хвосте списка, Агранович не уточнил.

Наиболее равные результаты среди школ своего региона демонстрируют школы Ямало-Ненецкого АО, Вологодской, Липецкой, Псковской и Калужской областей. В наибольшей степени различаются результаты школ Тамбовской и Ульяновской областей.

Всего же продвинутых школ в России – 9%, по количеству учащихся – 21%. Причем их количество мало зависит от материального благополучия региона. Так, в Питере 42% продвинутых школ, где обучаются 50% от всех школьников. В Кировской области, соответственно, 14% и 46%. Зато в Забайкальском крае – 2% и 7%. В Ненецком и Чукотском автономных округах – 0% и 0%.

Аделаида СИГИДА |
Выбор читателей