ФОТО: РБК |
На мероприятии присутствовали депутаты, ученые, представители различных министерств и ведомств, а также рядовые москвичи. Последние больше всех оказались недовольны. Мужчина, назвавший себя представителем жителей района Хорошево-Мневники, заявил, что жители уже не знают, что делать: "На территории бывшего совхоза все теплицы в 2012 году были снесены, и был построен незаконный лагерь для мигрантов-нелегалов. Мы завалили письмами все инстанции, толку – ноль".
По его словам, на работу мигрантов увозят сто автобусов, жители боятся выходить из своих домов.
К мнению москвича присоединился замначальника столичной полиции генерал Вячеслав Козлов. По его словам, "таких случаев по Москве сотни". Но полиция ничего сделать не может – полицейские всего лишь составляют протокол и отдают его в паспортно-визовую службу. Генерал сообщил, что всего несколько лет назад на долю приезжих из ближнего и дальнего зарубежья приходилось 12% от общего количества совершаемых в Москве преступлений. Теперь их – 47%.
"Если бы не приезжие, Москва была бы самым безопасным городом в мире! – заверил генерал. – Никто не знает, сколько вообще у нас мигрантов. Кто-то говорит – пять миллионов, кто-то – восемь. И все они у нас здесь, в Москве, пасутся!" Общественные деятели переживали, что мигранты в России не знают, куда им обращаться за медицинской и правовой помощью. Что надо лучше их информировать, учить языку, повышать грамотность.
Генерал Козлов сказал на это: "Вот вы все говорите, что мигранты ничего не знают. Но при этом они все такие хитрые стали! Они все ходят по Москве без документов. А без документов мы их не можем судить. Это только на установление личности надо месяца полтора".
Только билет на выдворение нелегала обходится государству в 15 тыс. руб., не говоря уже обо всех остальных процедурах. Вот никто с ними особо и не связывается: "В то же Хорошево-Мневники мы приехали, рейд провели, кучу народа задержали, а они все без документов!" - рассказал генерал Козлов. Модератор круглого стола, член комитета ГД по обороне Алексей Журавлев, согласился, что надо срочно что-то делать, "иначе такие анклавы получим под Кремлем скоро".
Так что же делать? Идей много, причем, прямо противоречащих друг другу. Звучали на круглом столе предложения "сделать так, как предлагает Жириновский – ввести визы, а потом визы никому не давать".
Руководитель ФМС Константин Ромодановский, напротив, считает, что мигранты нам необходимы и что "мы должны из миграции выжать все".
Тот же генерал Козлов предложил заставлять каждого мигранта при въезде класть 15 тыс. руб. на депозит – если он нарушит миграционное законодательство, то за эти деньги его и депортируют, чтобы не перекладывать расходы на российский бюджет.
Часть экспертов называет проблему внутренней миграции даже более серьезной, чем внешней. Самый непростой регион – Северный Кавказ. Здесь между экспертами тоже согласья нет. Представители центра миграционной политики ИУСП НИИ ВШЭ отметили, что установка федерального центра развивать на Кавказе туризм ни к чему не приведет. В советские времена чеченцы, дагестанцы и ингуши считались хорошими строителями, надо и сейчас формировать из них трудовые бригады и отправлять на стройки по всей стране.
Однако сотрудник института Института российской истории РАН, доктор исторических наук Николай Бугай считает, что лучше уж "создать им все условия на Кавказе, чтобы они там работали, а не ехали сюда". Ученый вспомнил, как он сам учился в свое время в Кабардино-Балкарии, и все было спокойно. Зато "теперь не от счастья вводит губернатор Краснодарского края казачий патруль, а президент его ругает".
Вместо того, чтобы ругать, приехал бы Путин на Кавказ инкогнито, сел в ночной автобус Нальчик - Краснодар, и потом бы уж точно появилась в стране правильная национальная и миграционная политика, уверен историк.