|
По данным исследования, проведенного недавно международной благотворительной организацией Oxfam, по меньшей мере $18,5 трлн доходов состоятельных граждан спрятано в "налоговых убежищах" по всему миру. Это лишает государства налоговых поступлений на сумму около $156 миллиардов. Причем две трети от этой суммы (более $12 трлн) находятся в юрисдикциях Евросоюза, в частности в Люксембурге, Андорре и на Мальте. Вместе они помогают увести налоги на сумму свыше $100 миллиардов. Треть "офшорного богатства" базируется на территориях, которые находятся под юрисдикцией Великобритании. Виргинские острова, Гибралтар, Джерси, Гернси, Мэн – далеко не полный список британских владений, которые пользуются налоговыми послаблениями, скрывая сведения о своих клиентах.
Oxfam еще поскромничал. Ранее свои расчеты представил бывший экономист консалтинговой компании McKinsey&Co Джеймс Генри. По его данным, мировые богатеи скрывают от налогообложения от $21 до $32 триллионов. При этом половиной суммы владеют всего 100 тысяч богатеев, тогда как, в общей сложности, офшорные счета используют порядка 10 миллионов человек.
В благотворительной организации не поленились подсчитать, что даже половины средств, спрятанных сегодня в офшорах, хватило бы на то, чтобы вывести из "крайней нищеты" людей, живущих за чертой бедности. Впрочем, чиновников ЕС вряд ли особо заботят судьбы этих несчастных. Куда более насущной проблемой является затянувшийся долговой кризис. И когда правительства стран, оказавшихся в наиболее тяжелом положении, вынуждены урезать расходы всеми возможными путями, в том числе за счет весьма чувствительной социальной сферы, желание потрясти богатых вполне объяснимо.
"Общие потери в доходах содружества из-за нелегального и неприемлемого ухода от налогообложения оцениваются приблизительно в €1 трлн в год. Позвольте поставить эту цифру в некую перспективу, и вот что мы получим: один триллион евро почти удваивает общий бюджетный дефицит всех стран-членов ЕС", – отметил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу накануне саммита ЕС, прошедшего вчера в Брюсселе и посвященного как раз данной теме. В преддверии мероприятия он призывал объявить на нем об отмене банковской тайны в Европе, но другие участники встречи предпочитают не спешить. "Саммит ЕС не приведет к радикальным решениям по ограничению банковской тайны в Европе", – остудил пыл еврокомиссара премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. И оказался прав. Лидеры ЕС всего лишь достигли "политического соглашения" о совместных мерах по борьбе с уклонистами.
Такой исход был ожидаем. Неделей ранее на заседании ЭКОФИНА европейским министрам по экономике и финансам также не удалось окончательно договориться о введении в действие в 2015 г. директивы об автоматическом обмене банковскими данными, предложенной Еврокомиссией еще в 2008 году. На саммите поставлена задача доработать этот документ до конца текущего года. Также решено включить вопрос о банковской тайне в повестку дня в рамках встреч G8 и G20, чтобы вынести обсуждение на международный уровень.
Впрочем, некоторые подвижки все же произошли. Тот же Люксембург, который, собственно, является одной из европейских офшорных зон, в лице Жан-Клода Юнкера согласился с доработкой директивы ЕС уже без каких-либо условий. Ранее он выражал готовность обсуждать отмену банковской тайны только после достижения аналогичных соглашений со странами, не входящими в содружество, – Швейцарией, Андоррой, Сан-Марино, Лихтенштейном и Монако.
О готовности проголосовать за обмен информацией заявил и федеральный канцлер Австрии. До сих пор в этой стране банковская тайна была священна и гарантировалась конституцией. Наконец, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон перед началом саммита заявил о необходимости выступить единым фронтом, утвердить механизм контроля над налогами и добиться тех же мер в масштабах всего мира.
Как показывает печальный опыт Кипра, статус офшорной зоны вовсе не защищает от серьезных экономических проблем. А давление на эти "оазисы" со стороны мировых "тяжеловесов" постепенно нарастает. Так что повсеместное раскрытие финансовой информации неизбежно, считают эксперты. Но вряд ли это произойдет до конца текущего года.