Канн-66: итальянские аристократы и российские фрики

Читать в полной версии →
В сегодняшнем фестивальном обзоре речь пойдет о фильмах, снятых режиссерами-женщинами. Увы, на фоне работ Валерии Бруно-Тедески и Клер Дени дебютная полнометражка Таисии Иноземцевой выглядит очень убого


Валерия Бруно-Тедески. Фото: AP



Каннский фестиваль движется к зениту, фильмов и разного рода событий – презентаций, вечеринок и модных тусовок – происходит масса, так что возникает искушение рассказать понемногу обо всем сразу. Но приходится выбирать.

Думаю, стоит говорить о фильмах, которые либо действительно обладают неоспоримой художественной ценностью, либо имеют какое-то отношение к нашей стране. В сегодняшнем обзоре будет понемногу и того, и другого. К тому же на сей раз пойдет речь о фильмах режиссеров-женщин.

Замок в Италии (Un Chateau En Italie), Франция, 2013
Режиссер: Валерия Бруни-Тедески
В ролях: Валерия Бруни-Тедески, Луис Гаррель, Мариса Борини
Конкурсная программа

Старшая сестра жены бывшего президента Франции Карлы Бруни, очаровательная актриса, сценарист и режиссер Валерия Тедески сняла свой третий фильм фактически о собственной семье. Не в том смысле, что это история ее рода, а в том, что проблемы всех аристократических семей Средиземноморья в наступившем тысячелетии схожи, особенно у тех богачей, кто проживает наследство предков.

Жить стало трудно, деньги заканчиваются. Разорившиеся владельцы газет, пароходов вынуждены продавать последнего Брейгеля и родовые поместья новым русским, которые с не меньшим рвением рубят уже италийские "вишневые сады", как когда-то собственные.

Но обаятельная и неглупая Валерия Бруни снимает вовсе не социальную драму, это было бы слишком пафосно, а историю романа 43-летней одинокой белоручки, у которой тикают биологические часы, с юным безработным актером. Любовь разворачивается на фоне тяжелых решений семьи о разделе имущества, медленного угасания брата-плейбоя от СПИДа, ну и прочей сопутствующей белиберды. Нам бы, как говорится, их проблемы...

Если бы в фильме не играла красавица-авторша, плюс ее мама (на которую, надо заметить, мадам Саркози похожа как две капли), причем саму себя (по сюжету она тоже пианистка), не появлялся в камео друг семьи Омар Шариф, и вообще Валерия не знала бы точно, что происходит и о чем говорят в этой среде в трудные времена, когда налоги на богатство достигают 70%, фильм был бы проходной безделушкой.

Но 15-минутная овация съемочной группе во главе с упомянутыми звездами мне лично продемонстрировала, что французы обожают своих кумиров и довольно снисходительны к их материальному сверхдостатку. Хотя "Замок..." как раз развенчивает миф о жизни высшей касты в замке из слоновой кости, низводя их проблемы до вполне ординарных: деньги мало что решают перед лицом смерти; люди жаждут любви, а когда находят, с трудом могут ее удержать; всякой женщине нужна полноценная семья и дети, и так далее.

В общем, кино это очень женское, боюсь, без надежды на главные награды, но довольно милое и симпатичное, что лишний раз доказывает, что в Каннском конкурсе могут присутствовать картины совершенного разного качества.

Ублюдки (Les Salauds), Франция, 2012
Режиссер: Клер Дени
В ролях: Венсан Линдон, Кьяра Мастроянни
Программа "Особый взгляд"

Первая сцена: мертвое тело на улице под окнами, самоубийство. Вторая: обнаженная девушка идет на высоких каблуках по ночному городу, камера отъезжает, а нам видно только ее лицо. В конце фильма мы узнаем, что ниже пояса она вся в крови, до самых пят. С этим пора кому-то разобраться...

Морской волк с волевым подбородком бросает все и приезжает в Париж после того, как сестра сообщает ему о смерти мужа и сбежавшей невесть куда красотки-дочери. Начинается приватное расследование. Попутно выясняется, что у брутального капитана огромная квартира в элитном доме и прекрасная Кьяра Мастроянни в соседках. Ну, и дальше, естественно, секс, убийство, драки, стрельба, поиски торговцев людьми, в общем – все как полагается. Но без привычного детективного разжевывания событий и объяснений, кто, кого, когда и за что.

Тем Клер Дени и хороша, что не столько заботится о тексте, сколько о контексте. Не снимает пьесу, а опирается на ощущения и впечатление. Таким образом, что каждое появление актеров в кадре более оправдано эстетически, чем сюжетно. Фильм довольно сильно напоминает позднего Дэвида Линча, и это скорее его плюс.

Режиссерская работа тут безупречна, на актеров остается лишь любоваться, хотя в целом лента довольно мрачная, без малейшего намека на хеппи-энд, совершенно, что называется, "авторская".

Помимо редкого, но всегда впечатляющего появления на экране дочери Марчелло Мастроянни и Катрин Денев, причем в весьма откровенных сценах, в ленте подкупает очень личный и узнаваемый режиссерский почерк, какой-то особый, пристальный и глубокий взгляд на героев-мужчин. Кажется, Дени знает о них что-то такое, что понятно только женщине.

Рискуя быть неполиткорректным, все же замечу, что Клер Дени, на фоне коллег своего пола по цеху, отличается сильным характером, она начисто лишена сентиментальности, и ее трудно с кем-то спутать. Я бы поменял "Ублюдков" местами в программе с фильмом Бруни-Тедески, в надежде на приз, да и вообще это одна из тех работ, которая произвела на меня впечатление.

Отдать концы, Россия, 2013
Режиссер: Таисия Игуменцева
В ролях: Максим Виторган, Сергей Аброскин, Анна Рудь, Ирина Денисова
Внеконкурсный показ

Если кто-либо победил в Каннах, в любом конкурсе, в том числе и в короткометражном, его следующий фильм по регламенту должен быть показан на этом фестивале независимо от качества. Так и случилось с 24-летней Таисией Игуменцевой, выпускницей мастерской Алексея Учителя, которая умудрилась сразу же после дипломной одночастевки снять полный метр и презентовать его на главном мировом фестивале.

Но увы. Ничего выдающегося, да и просто сколько-нибудь интересного Игуменцева в полнометражном дебюте создать не смогла. Ее постигла участь многих слишком резво стартовавших выпускников нашей знаменитой киношколы: неопытный автор решил, что раз выпал счастливый билет, то все можно. Я бы на месте девушки сначала посоветовался со знающими людьми. Сценарий стоило бы подработать, режиссуре подучиться, а не сразу камеру в руки и вперед, в Канн. Конечно, из восьми частей "Конца света" при большом желании можно было бы нарезать еще одну короткометражку, но дыхания и таланта на полноценный фильм явно не хватило. Дебют прошел абсолютно незаметно, и, скорее всего, после выхода в прокат зритель о нем не вспомнит.

"Отдать концы" – комедия, на которых, видимо, специализируется Игуменцева и ее подружка – соавтор Александра Головина. В какой-то вымирающей деревне живут несколько семей разной степени придурковатости. Все они этакие выброшенные за борт социальной активности полугородские фрики, что само по себе уже сценарный просчет, поскольку их существование в данных обстоятельствах ничем не мотивировано. Обе барышни, режиссер и автор сценария, сами выходцы из городской интеллигентской среды, видимо, так представляют себе деревенскую жизнь, ну, по дачным тусовкам.

В какой-то момент с экрана телевизора приходит сообщение о конце света. Герои начинают к нему готовиться, радикально меняя жизнь в преддверии скорой и неминуемой гибели. Мужья меняются женами, недоступные женщины становятся податливыми, и прочая ситкомовская чепуха. В финале персонажи переживают нечто вроде всемирного потопа... и духовно-нравственного очищения.

На полтора часа экранного времени приходится полторы шутки, а все остальное время занимает бесконечная истерика персонажей, от которой через пять минут становится невыносимо скучно. То ли так во ВГИКе режиссеров учат, то ли уровень актерский теперь таков, но ничего, кроме кривляний и завываний, причем в чисто театральной манере, как при чтении по ролям пьесы, нет и в помине. Зато по картинке, как говорится, проделана огромная работа. Построена и потом затоплена целая кино-деревня. Художник картины изобрел какие-то смешные декорации с кучей странных девайсов, порой очень забавных, вроде плота на автомобильной тяге, но вне исполнительского мастерства эти штуки "живут и работают" буквально первые пять минут.

Короче говоря, серьезно обсуждать это кино нечего, остается лишь сожалеть, что перехваленный дебютант продемонстрировал все свое умение, которого оказалось совершенно недостаточно, чтобы состояться в профессии. Само название фильма очень точно соответствует уровню работы. Хотя, безусловно, не хочется ставить крест на молодом авторе и считать, что Игуменцевой-режиссера больше нет. Первый блин комом, и очевидно, что Каннский приз за студенческую работу – это поощрение, но никак не профессиональный карт-бланш.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей