Миссия Медведева признана невыполнимой

Читать в полной версии →
Поставленную правительством задачу перевести половину общественного транспорта на газ к 2020 году выполнить нереально, хотя в целом идея безнадежной не кажется


Фото из архива ИТАР-ТАСС



На воздух не взлетим, но вряд ли сэкономим – к такому выводу пришли эксперты в ходе обсуждения новой правительственной инициативы в рамках круглого стола в пресс-центре "Парламентской газеты". Обсуждалось свежее постановление премьер-министра Дмитрия Медведева, согласно которому не менее 50% общественного транспорта крупных городов планируется перевести на газовое топливо. Парадоксальным образом оно совпало со взрывом автобуса в Москве, что подогрело нездоровый интерес к данной теме.

Впрочем, это тот самый случай, когда совпадение действительно лишь совпадение, полагают эксперты. Взрывоопасность газа слегка преувеличена. То есть он взрывается, конечно, но только при возгорании, точно так же, как и обычный бензин. Так что особых преимуществ у традиционного топлива в данном вопросе нет. Теоретически находящийся в баллоне под высоким давлением газ больше склонен к "побегу", а посему его потенциальный контакт с огнем более вероятен. Но на практике подобное случается крайне редко, уверяет начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности Александр Колесников. По его данным, в прошлом году было зафиксировано четыре подобных случая на автозаправочных газовых станциях (причем, все они были связаны с человеческим фактором), в этом – еще ни одного. С другой стороны, природный газ и улетучивается быстро, поскольку он почти в два раза легче воздуха.

Главное, чтобы переоборудование транспортных средств осуществлялось не в кустарных мастерских, а на специализированных производствах. Еще лучше вообще ничего не переделывать, просто постепенно заменять городской автопарк новыми машинами, изначально созданными для работы на газовом топливе, полагает директор по экономической политике Фонда "Центр стратегических разработок" Кирилл Янков. И, разумеется, эти модели должны проходить определенные испытания, сертификацию и т.д.

По мнению Янкова, повсеместный переход на более дешевый газ может заметно порадовать пассажиров. Снижать цены на билеты, разумеется, никто не станет, но их рост замедлится. Однако его оппоненты настроены не так оптимистично. Во-первых, по мере роста спроса на альтернативное топливо его стоимость также начнет увеличиваться. Нечто подобное уже происходило несколько лет назад, когда выскооктановое топливо решили заменить дизелем - дизель в итоге подорожал и почти сравнялся с конкурентом. А, во-вторых, переоборудование или закупка новых автобусов и маршруток потребует от транспортных компаний соответствующих инвестиций. И можно не сомневаться – свои издержки они традиционно переложат на плечи потребителей. Так что цены на проезд не просто останутся на прежнем уровне, но вполне могут и подскочить, предупреждает первый заместитель думского комитета по транспорту Михаил Брячак.

"Вложения будут достаточно существенными. Такого массового серийного дешевого качественного производства необходимого оборудования, о котором говорилось, пока не существует. И никто из экспертов в этой сфере не привел аргументацию в пользу экономической эффективности перехода. На экономике предприятий это на первом этапе отразится отрицательно. Для того чтобы перевести на газ одну единицу транспорта, необходимо будет ориентировочно около 15 – 17 тыс. руб., плюс отдельные условия и эксплуатационные вопросы, связанные с гаражным хозяйством. Надо учесть целый комплекс прямых и косвенных затрат и последствий. Этих расчетов пока никто не сделал", - отметил депутат в беседе с корреспондентом "Yтра" после заседания.

В целом идея газификации общественного транспорта специалистам не кажется совсем уж безнадежной. Главный и безусловный плюс такого шага – улучшение экологической обстановки, что особенно актуально для больших городов. Но, опять же, если взять Москву, в ней сейчас насчитывается порядка четырех миллионов машин. И сколько из них приходится на долю общественного транспорта? Вряд ли его "очищение" позволит жителям и гостям столицы вздохнуть с облегчением в буквальном смысле этого слова.

А к массовому переходу на газ Россия еще не готова. Нет соответствующей инфраструктуры. Необходимо подготовить квалифицированный персонал, способный следить за безопасностью на таких заправках. Так что миссия осуществить поставленную премьером задачу к 2020 г. невыполнима, полагает заместитель председателя комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной думы Владислав Юдин. Не помешало бы также при разработке подобных решений оглядываться на страны, где гораздо лучше развито автомобилестроение, полагает он. Сейчас мировые производители презентуют не автомобили на газе, а электромобили. Правда, развитие этой отрасли для России и вовсе будущее весьма отдаленное.

Реализация правительственной установки по переходу на альтернативное топливо будет весьма осторожной, а может быть, ее и вовсе отложат, резюмировал Михаил Брячак.

Выбор читателей