Фото из архива ИТАР-ТАСС |
На данный момент такого сообщения в России нет вовсе. "Сапсаны" и "Аллегро" – поезда всего лишь скоростные. Их предел 140 – 200 км/ч, тогда как приставку "высоко" заслуживают составы, разгоняющиеся до 200 – 400 км/ч, пояснил президент РЖД Владимир Якунин.
Ранее предполагалось, что первый высокоскоростной поезд будет традиционно опробован на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Но потом, видимо, железнодорожники решили, что лишний сэкономленный час на этой трассе особого эффекта не даст, и обратили взоры в противоположную сторону. Классический маршрут остался в числе приоритетных, но теперь первоочередным является строительство магистрали Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань, с дальнейшим присоединением к ней регионов Урала и Поволжья. В частности, к этой линии могут быть подключены Екатеринбург, Уфа, Пермь, Челябинск и Самара. По мнению министра транспорта РФ Максима Соколова, если начать разработку проектной документации в этом году, есть шанс успеть с реализацией проекта к чемпионату миру по футболу к 2018 году.
Цена вопроса – 928 млрд руб., из них 70% должно обеспечить государство, 30% - частный бизнес. Весьма экономно. Например, создание дороги из Барселоны к французской границе, имеющей в семь раз меньшую протяженность – 131 км, обошлось в €3,7 млрд, или 149 млрд рублей. Правда, российские мегапроекты имеют одну неприятную особенность: их бюджет ощутимо увеличивается в ходе реализации, а качество при этом все равно отстает от европейских аналогов.
Владимир Путин, в свою очередь, призвал активнее прорабатывать южное направление: Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Адлер. По его мнению, оно будет пользоваться не меньшим спросом. Правда, пока лишь летом. Но с учетом превращения Сочи в круглогодичный курорт, перспективы открываются весьма неплохие.
И вообще, скорость перемещения пассажиров и особенно грузов по железной дороге в России остается скромной и почти не изменилась со времен последних лет существования Советского Союза, посетовал президент. Так что "надо создавать по-настоящему эффективную железнодорожную сеть", не забывая о вопросах безопасности (и технологической, и антитеррористической, и всякой другой) и цены, которая должна быть доступной "для подавляющего числа граждан", указал Путин. На что Якунин ответил, что стоимость проезда пассажиров по высокоскоростной магистрали "будет варьироваться от 1 до 10 руб. за 1 км пути в зависимости от класса вагонов и путешествия". Такой расчет сделан на основе данных по тарифной политике в высокоскоростном дорожном движении зарубежных стран, пояснил он. Вот только не понятно, почему РЖД не хочет применить этот опыт на собственных уже существующих скоростных магистралях. Цены на "Сапсаны" за несколько лет их существования до уровня 1 руб. за 1 км почему-то так и не упали: минимальный тариф составляет почти 3000 рублей. А ведь эти поезда медленнее, и потому стоить должны еще дешевле, исходя из того же опыта зарубежных стран.
Кстати, если взять верхнюю планку заявленного Якуниным ценового диапазона, максимальная стоимость билета в Казань окажется не слишком гуманной – порядка 8000 рублей. А средняя, скорее всего, будет находиться на уровне тех же трех – четырех тысяч. Вряд ли ее можно признать подходящей для подавляющего числа граждан, но бизнесмены и представители среднего класса новый маршрут наверняка оценят – спрос будет. Дело за малым – изыскать в тающем госбюджете необходимые средства.
Но РЖД полны оптимизма. Уже к 2030 г. компания предлагает построить более 4 тысяч километров линий ВСК и около 7 тыс. км линий скоростного сообщения. "Все увязано в единую схему", – пояснил Якунин. По его словам, развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения будет иметь комплексный экономический эффект для попавших в эту матрицу регионов. А что касается их жителей – за счет повышения трудовой мобильности зарплаты в районах, прилегающих к скоростным линиям, возрастут на 30 – 50%, пообещал глава РЖД.