На выставке были представлены средства обеспечения безопасности человека в экстремальных ситуациях на земле, на воде и в воздухе: от жаропрочных костюмов и бронированных автомобилей до пожарных катеров, миниподлодок и беспилотников.
Один из основных разделов был посвящен обеспечению безопасности и спасению человека на воде. Из года в год на салоне демонстрируется солидный спасательный флот: спасательные катера, суда для предотвращения разлива нефтепродуктов и катера на воздушной подушке, различное подводное оборудование.
На сей раз особое внимание посетителей привлекла универсальная миниподлодка, предназначенная для проведения спасательных, поисковых и исследовательских работ на глубине до 400 метров. Главная особенность этой субмарины заключается в том, что основная часть ее корпуса выполнена из сверхпрочного и полностью прозрачного стекла. Те, кому доводилось принимать участие в подводных работах на глубине более 50 м, оценят это свойство субмарины по достоинству. Отсутствие достаточного количества света на таких глубинах предельно затрудняют работу экипажей обычных подводных аппаратов, оборудованных лишь небольшими иллюминаторами, а большая площадь "остекления" долгое время была недоступна из-за большого давления воды на глубине. Стеклянный корпус подлодки обеспечивает ее экипажу максимально возможный обзор, что значительно упрощает работу. Устройство субмарины позволяет навешивать на ее корпус с внешней стороны набор различных инструментов - от простой руки-манипулятора до аппарата подводной сварки.
Корреспонденты "Yтра" поинтересовались у хозяев стенда, что было бы, существуй эта лодка 12 лет назад, во время аварии "Курска". Вы далеко не первые, кто задает нам этот вопрос", – ответил представитель компании, выставившей субмарину. По его словам, аппарат благодаря своим размерам (вмещается в стандартный 20-футовый контейнер) за короткое время мог бы быть переброшен к месту аварии. Зная приблизительное место происшествия, он мог бы довольно быстро найти затонувшую подлодку, завести конец, "подвариться" к корпусу, выиграв драгоценное время для начала спасательной операции.
Значительная часть экспозиции "Комплексной безопасности" приходилась на летающую технику и, в первую очередь, различные беспилотники. Особый интерес у посетителей вызывал комплекс ZALA 421-08, состоящий из миниатюрного беспилотного летательного аппарата и оборудования управления. Это одна из немногих подобных машин, которая давно и успешно используется представителями вооруженных сил, МВД и другими спецслужбами для проведения воздушной разведки и обнаружения различных объектов. Главная особенность комплекса в том, что он способен вести видео- и фотосъемку с передачей изображения в режиме онлайн с указанием координат объектов.
Совсем иначе выглядел привязной беспилотный носитель вентиляторного типа Air–Q8 – он больше походил на огромный цветок, каждый из восьми лепестков которого представлял собой несущий винт вертолетного типа. Привязным он называется по той причине, что с землей его связывает электрический кабель, по которому на двигатели подается питание. В отсутствие необходимости поднимать в воздух тяжелые аккумуляторы Air–Q8 имеет приличную грузоподъемность: от 25 до 60 килограммов. А подаваемое с земли питание позволяет машине находиться в воздухе практически неограниченное количество времени. Наличие неразрывной связи с землей значительно сужает радиус действия машины, поэтому основным ее назначением является осуществление наблюдения и мониторинга, а также ретрансляция сигнала.
Еще одним стендом, мимо которого просто невозможно было пройти, был стенд компании, занимающейся бронированием легковых автомобилей. На всеобщее обозрение здесь был выставлено то, что осталось от "Тойоты Ленд Крузера" после подрыва двух гранат, 1,5 кг тротила и обстрела из автоматов и снайперской винтовки. На первый взгляд, машина представляла собой решето, однако при близком рассмотрении становилось ясно, что пробитыми и разорванными в клочья были лишь внешние элементы кузова. Установленная же внутри бронированная капсула со специальными многослойными стеклами оставалась невредимой. Рядом с изрешеченной "Тойотой" стоял такой же автомобиль, только без следов пуль и взрывов. Понять, что она тоже оборудована непробиваемой броневой капсулой, можно было лишь при ближайшем рассмотрении. Выделить внешне такой автомобиль на фоне общего потока практически невозможно. По словам хозяев стенда, бронирование подобного внедорожника по самому высокому классу добавляет к весу машины более тонны. А к цене – сумму, слегка превосходящую стоимость нового авто данного класса.
Кроме того, на "Комплексной безопасности" было представлено огромное количество пожарной техники, а также транспорта и оборудования для обеспечения функционирования различных экстренных служб.
Мы покидали выставку с чувством, что в современном технологическом мире человеческая жизнь уже не так хрупка и беззащитна. Научный и технический прогресс колоссально расширил возможности индустрии безопасности, позволив ей делать для спасения людей то, что раньше было невозможно.
## ФОТО: Ольга Соколова #0 Сверхмалая подводная лодка для проведения научно-исследовательских и изыскательских работ #1 Комплексная безопасность-2013 #2 Комплексная безопасность-2013 #3 Комплексная безопасность-2013 #4 Комплексная безопасность-2013 #5 Комплексная безопасность-2013 #6 Комплексная безопасность-2013 #7 Беспилотник ZALA 421-08. Рабочая лошадка #8 Беспилотник #9 Беспилотник Air-Q8 #10 Комплексная безопасность-2013 #11 Сверхмалая подводная лодка для проведения научно-исследовательских и изыскательских работ #12 Катера на воздушной подушке #13 Катер на воздушной подушке #14 Комплексная безопасность-2013 #15 Бронирование легкового автомобиля позволяет выдержать взрыв 1,5 кг тротила и обстрел из стрелкового оружия #16 Комплексная безопасность-2013 #17 Подводное снаряжение #18 Подводное снаряжение #19 Комплексная безопасность-2013 #20 Комплексная безопасность-2013 #21 Комплексная безопасность-2013 #22 Комплексная безопасность-2013