Третья мировая придет из Сирии

Читать в полной версии →
Едва ли Запад смирится с невозможностью нанести по Башару Асаду удар с воздуха, а Израиль – с появлением у самых своих границ российских ракет


Фото: AP



Россия делает смелые ходы на шахматной доске Ближнего Востока. Но игра при этом принимает слишком опасный оборот. Ответные маневры других игроков могут перевести всю партию уже на другую доску – глобальную.

Согласно недавнему заявлению Башара Асада, в Сирию поступила первая партия российских ракет С-300. Остальная часть груза, по его словам, будет доставлена в ближайшее время. Это мощнейшие современные системы противовоздушной обороны, которые способны полностью похоронить идею создания над сирийской территорией "бесполетного пространства", как в свое время над Ливией. Кстати, именно печальная судьба Ливии (в которой Россия сыграла не самую выдающуюся роль) подтолкнула Москву к решительными действиям в сирийской "партии". Российский МИД именно в этом ключе и прокомментировал новый ход: как заявил замминистра Сергей Рябков, ракеты станут сдерживающим фактором от прямого вмешательства в сирийский конфликт внешних сил.

Тем не менее поставки С-300 Дамаску нельзя считать инициативным действием российской стороны. Это, скорее, реакция, ответ на предшествовавшие ходы западных игроков, а именно – недавнее решение Евросоюза об отмене эмбарго на поставку оружия сирийской оппозиции (хотя вопрос о фактических поставках был отложен до августа). Впрочем, наш ракетный ответ оказался куда более убедительным, чем вызвавшее его европейское решение в традиционном для ЕС духе "ни да, ни нет". Россия определенно перехватила инициативу на Ближнем Востоке. По крайней мере, на некоторое время.

Но ракеты для Сирии – это еще не все: одновременно Россия торжественно открыла в соседней Иордании совместное предприятие... по производству противотанковых гранатометов РПГ-32. Это, конечно, менее эффектный, но все же важный ход: тем самым Москва повышает обороноспособность еще одного своего союзника в регионе. А кроме того, увеличивает показатели своего военного экспорта, который, кстати, за пять месяцев этого года достиг уже $6,5 млрд, что предвещает новый рекорд по итогам года. На очереди Ирак: началась реализация военных контрактов на общую сумму $4,2 миллиарда. Покупатели буквально выстраиваются в очередь: как сообщил директор Ростехнологии Сергей Чемезов, присутствовавший на открытии производства гранатометов в Иордании, прямо там к нему обратился представитель новых властей Ливии с просьбой о поставках оружия. Что и говорить, такой ажиотаж выгоден с экономической точки зрения, но с политической не может не тревожить. Ближний Восток и Северная Африка активно вооружаются. Вопрос – против кого?

Конечно, Сирию теперь можно было бы считать застрахованной от внешнего военного вторжения, а Иорданию – усиленной против ее врагов и наших оппонентов в регионе. Но вот беда: эти самые оппоненты не намерены безучастно наблюдать за усилением российских позиций в регионе, который давно считается "центром мира". Едва ли Запад смирится с невозможностью нанести по Асаду удар с воздуха, а Израиль – с появлением у самых своих границ российских ракет. Его вполне можно понять: ведь С-300 могут не только предотвратить воздушную блокаду Сирии, но и устроить ее Израилю.

И Тель-Авив не заставил себя долго ждать. Еще накануне известия о поступлении в Сирию С-300 министр обороны Израиля Моше Яалон заявил, что если ракеты будут доставлены, то Израиль уже решил, что с ними делать... Затем газета "Гаарец" привела слова участников закрытого брифинга главы израильского Совета национальной безопасности Якова Амидрора: "Из того, что говорил Амидрор, мы поняли, что израильское правительство считает невозможным остановить передачу ракет, поэтому оно будет действовать против них после передачи, но до постановки на боевое дежурство". То есть, в ближайшее время Израиль может нанести удар по территории Сирии. Учитывая недавние прецеденты, представить такое развитие событий нетрудно.

При этом Израиль будет пользоваться полной поддержкой США и частичной – Европы. Вашингтон со своей стороны уже назвал поставку ракет Асаду ошибкой России. А соседняя Турция вполне может даже поучаствовать в конфликте. Разумеется, на стороне Израиля. Да, у них есть свои счеты, но в этом случае Анкара наверняка предпочтет свести счеты с Дамаском.

А на какую поддержку может рассчитывать Сирия при развитии военного сценария? Ракеты уже перешли в собственность Дамаска, так что удар по ним не будет означать автоматического объявления Израилем войны России. Москва, конечно, выразит резкий протест Тель-Авиву, но новых эффективных (или хотя бы эффектных) ходов на ближневосточной доске у нее уже нет. Даже очередная отправка боевых кораблей к берегам Сирии в данной ситуации не решит проблемы, а только усугубит ситуацию. Во-первых, этот ход уже делался ранее, так что оппоненты к нему готовы. А во-вторых, именно сейчас он может быть расценен как совсем уж неприемлемое вмешательство третьей силы в региональные разборки. Со всеми вытекающими последствиями, вплоть до противостояния военных флотов России, Израиля и Европы (а то и США) в восточном Средиземноморье. Едва ли Москва готова к такому противостоянию и желает его. Но ничего другого она сделать не сможет.

За Сирию, несомненно, вступится "Хезболла". Собственно, она уже это сделала: сирийская оппозиция обвиняет ливанскую вооруженную группировку в том, что ее бойцы "вторглись в Сирию". А глава французского МИД Лоран Фабиус на днях заявил, что на стороне Асада воюют уже четыре тысячи боевиков "Хезболлы". Это, конечно, хорошее подспорье в городских боях с оппозицией, но против израильской авиации и американского флота они вряд ли смогут что-то сделать.

В целом, позиции противников Асада на мировой арене остаются гораздо более сильными, чем у его сторонников. На это указывает, в частности, тот факт, что 29 мая Совет ООН по правам человека принял резолюцию, авторами которой были такие известные "друзья Сирии", как Катар, Турция и США. Эта резолюция осудила Дамаск как раз за привлечение на свою сторону боевиков "Хезболлы", тогда как о действиях оппозиции, нарушающих права человека, в документе не сказано ни слова.

Есть у Дамаска еще один верный союзник – Иран. Он располагает мощной и вполне современной армией, а также обладает немалым влиянием в регионе. По словам Лорана Фабиуса, иранцы уже активно занимаются инженерно-техническим обеспечением армии Асада. Но если со стороны Тегерана будут предприняты более решительные ходы, то последствия могут быть просто непредсказуемыми. Ведь на действия Ирана обязательно ответит не только Израиль, но и США.

И тогда о совместных усилиях Москвы и Вашингтона по созыву международной конференции по Сирии придется забыть: нужно будет срочно тушить пожар разрастающегося военно-политического кризиса мирового масштаба. Причем Россия и США имеют все шансы оказаться втянутыми в него с разных сторон.


Обсудить на Facebook

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей