Автомобильным ценам объявлен бойкот

Читать в полной версии →
Россияне готовы покупать автомобили, но больше не хотят за них переплачивать. Если производители смогут подстроить ценовую политику под новые запросы, продажи опять начнут расти


Фото из архива ИТАР-ТАСС



В этом году автомобильный рынок России ощутимо просел. Бурного роста эксперты и не ожидали, но падение оказалось неприятным сюрпризом. Между тем россияне готовы покупать автомобили, даже несмотря на тревожную ситуацию в экономике, уверяют социологи. Потенциал спроса есть, и довольно большой. Просто люди больше не хотят переплачивать. И если производители смогут подстроить свою сбытовую политику под новые запросы потребителей, продажи опять начнут расти.

В принципе, городское население России обеспечено автомобилями весьма неплохо. По данным опроса, проведенного в мае исследовательским холдингом РОМИР, 73% горожан имеют, по крайней мере, один автомобиль на семью. Четверть семей могут похвастаться двумя машинами и более, и лишь 27% домохозяйств автомобилей не имеют вообще. Но потенциал спроса остается еще очень высоким. Так, в каждой восьмой городской семье серьезно задумываются о смене машины в течение ближайшего года; более трети участников опроса завили, что это "скорее возможно". А ведь есть еще жители сельской местности, где опрос не проводился. По данным официальной статистики (ГИБДД, Росстат), автомобилями обеспечена лишь половина российских семей. Но при этом в планах покупки машины далеко не всегда подразумевается новая иномарка, тем более дорогая, отмечают исследователи.

Вообще, к семье они апеллируют не случайно. Как показал опрос, этот фактор влияет на решение о покупке машины в гораздо большей степени, нежели уровень дохода. Среди холостых и особенно разведенных горожан значительно меньше автовладельцев, чем среди тех, кто живет в законном или гражданском браке. А вот количество машин напрямую зависит от материального благосостояния – среди семей с высоким уровнем дохода двумя автомобилями владеют 30% домохозяйств, а среди автовладельцев с невысокими доходами второй автомобиль имеют только 5% семей.

Также от уровня доходов зависит возраст и "гражданство" автомобилей. Треть респондентов владеют "новым" автомобилем (до трех лет). Видимо, это те самые люди, которые обеспечили подъем рынка в 2010 – 2012 гг.: сработал эффект отложенного в момент кризиса спроса. При этом среди семей с низким доходом столь "юный" автомобиль имеют лишь 10%, тогда как среди семей с высоким уровнем достатка таких 40%. И наоборот, автомобилем старше шести лет владеют 72% семей невысокого достатка и только 42% семей с высоким уровнем дохода. Те, у кого доходы невелики, машины имеют, в основном, отечественные, у обеспеченных граждан, наоборот, преобладают иномарки.

В целом, специалисты РОМИР оценивают потенциальный спрос на уровне от 4 до 8 млн автомобилей. Если вычесть машины с пробегом, российский рынок, по их мнению, способен ежегодно поглощать 3 – 3,5 млн новых легковых авто в год. Примечательно, что именно столько собирались продать в текущем году производители, если судить по их планам, объявленным в 2012 году. На деле же, по прогнозам ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), удастся реализовать не более 2,6 млн экземпляров, что на 10% меньше прошлогоднего показателя. И, как полагает президент ассоциации Андрей Петренко, причина как раз в том, что производители переоценили емкость рынка. Но потенциал спроса действительно высокий, согласен он, и за нынешним падением обязательно последует рост.


Обсудить на Facebook

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей