Фото Ольги Соколовой |
"Yтро": Родиной ралли старинных автомобилей Bosch Klassik является Германия. Что представляет из себя Bosch Klassik у нас и там?
Олег Рябцев: Наверное, стоит начать с того, почему фирма Bosch вот уже полтора десятилетия проводит такое мероприятие, как ралли старинных автомобилей. Стоит заглянуть под капот какого-нибудь олдтаймера, и там обязательно можно найти детали с нашей маркировкой – уже более 125 лет Bosch производит различные автомобильные комплектующие: магнето, свечи, фары и много чего еще. Так вот, ралли Bosch Klassik – это своеобразная демонстрация того, насколько надежны и долговечны наши изделия. Что может быть лучше, чем показать на деле, что старинный автомобиль – не статичный экспонат, а способен двигаться, преодолевать значительные расстояния, гонять по автодрому.
Илья Сорокин: В отличие от привычных неторопливых "классических" ралли на точность прохождения маршрута, где главный в экипаже – штурман, а зрители начисто выключены из перипетий борьбы, в Bosch Moskau Klassik успех команды главным образом в руках пилота. Без современной "корректирующей" электроники, на глазах многочисленных болельщиков водители показывают чистое мастерство владения автомобилем. Благодаря такой ключевой особенности и потрясающей зрелищности эта гонка не имеет конкурентов в России, да и в Европе стопроцентный аналог найти не удастся.
Чья вообще это была идея – проводить Bosch Klassik в России?
О.Р.: Число олдтаймеров в России стремительно растет, во многом благодаря устраиваемой дважды в год – весной и осенью – "Олдтаймер галерее" Ильи Сорокина, с которой мы сотрудничаем уже несколько лет. Люди приходят на выставку, видят эти прекрасные старинные авто, некоторые заболевают олдтаймер-вирусом и решаются на покупку раритета. Когда таких людей становится много, они начинают объединяться, и нам есть что им предложить – устроить необычное соревнование, с настоящим адреналином, драйвом, эмоциями, незабываемыми впечатлениями. Плюс наша марка, как я уже говорил, объединяет многие старинные автомобили. Поэтому идея, что называется, витала в воздухе. Самое главное – нашлось, кому ее воплотить в жизнь. И провести ралли на достойном уровне, так же, как это делается в Германии.
И.С.: Затея привезти легендарную гонку с баварского кольца Boxberg-Ring в Москву и провести ее на российском автодроме по-настоящему, без каких-либо отступлений от строгих канонов Bosch Klassik, поначалу казалась неосуществимой. Но терпение и труд все перетрут – сперва мы убедили руководство московского Bosch, что коль скоро такое ралли есть в Германии, оно должно быть и в России. Затем была насыщенная поездка в Карлсруэ и Боксберг для изучения аутентичного ралли Bosch Klassik, во время которой мы вникли буквально во все тонкости и нюансы организации скоростного соревнования для раритетных машин и отсняли немецкую гонку, что называется, "стоя, лежа и с колена". И, наконец, подобрав команду профессиональных маршалов и линейных судей, мы провели Bosch Moskau Klassik 2012. Успех превзошел все ожидания – участники и зрители были в восторге, все спрашивали: "Когда же следующий старт?", "Почему только через год?!!". Журналисты тоже стояли на ушах, о необычном соревновании автомобилей-ветеранов не написал только ленивый.
Каковы основные правила гонок?
О.Р.: Регламент Bosch Moskau Klassik можно назвать самым демократичным из всех олдтаймер-ралли, проводимых в нашей стране. В Германии относят к олдтаймерам автомобили старше 30 лет – у нас точно такая же временная граница, и к участию допускаются машины до 1983 года выпуска. При этом учитывается и разница в возрасте среди самих автомобилей-участников – они разделены на три категории: "престиж", "ветеран" и "спорт", и для каждой из них предусмотрен свой зачет. "Форд-Т" 1910-го года и "Порше" 1970-го в очном поединке, конечно, не сойдутся.
И.С.: Участники выполняют упражнения различной сложности, в том числе скоростные. Затем результаты скрупулезно подсчитываются и... первые четыре места обнуляются. После чего начинается самое интересное и зрелищное: дуэльные гонки лучших экипажей по кубковой системе на выбывание. Полуфиналы, заезд за третье место и финал.
О.Р.: Автомобили стартуют одновременно, для зрителей все наглядно и понятно – спасибо комментаторам. Выплеск эмоций на трибунах – колоссальный!
И.С.: Кстати, трибуна автодрома "Лидер" рассчитана на тысячу зрителей. Вход на гонку бесплатный. И мы надеемся, что трибуна не будет пустовать – гонщикам очень приятна и важна активная поддержка зрителей.
Bosch Klassik стартует одновременно и в России, и в немецком Боксберге, на скоростной трассе Boxberg-Ring – это совпадение или так было задумано изначально?
И.С.: Пока это красивая "фишка" данного конкретного сезона.
О.Р.: Возможно, такое синхронное проведение российской и немецкой гонок станет традицией.
Сколько машин будет участвовать в ралли?
О.Р.: В ралли будет участвовать ровно 40 экипажей. Очередей на автодроме быть не должно, каждый участник должен получить максимум внимания от судей и технического персонала – это залог объективного судейства. Пока нам далеко до численности участников Bosch Boxberg Klassik, но мы находимся только в начале пути, и у нас все еще впереди.
И.С.: Исключение сделано лишь для Леонида Ярмольника, который стартует сорок первым по счету на своей "Победе-кабрио" под счастливым для себя номером 54 – это год рождения актера.
Участие в соревновании – это большая нагрузка на старую машину, которая – подобно вину, – чем старше, тем дороже. Как относятся к предложению поучаствовать в ралли владельцы олдтаймеров? Не боятся за своих "железных коней"?
И.С.: Те, кто боятся, не участвуют. Старинные машины тоже надо время от времени проветривать; если следовать вашей аналогии – бутылки винтажного вина в погребе тоже время от времени переворачивают на другой бок.
О.Р.: Если говорить о зачетной группе "Спорт", не стоит забывать, что эти машины были когда-то сделаны именно для гонок. Вообще, Bosch и автоспорт – это практически слова-синонимы. Многие победы на трассах одержаны автомобилями, оснащенными изделиями Bosch, а некоторые даже благодаря им. Однажды я был в Штутгарте, там находится штаб-квартира не только Bosch, но и Mercedes-Benz. Так вот, я заглянул в мерседесовский музей и на многих экспонатах встретил знакомый логотип. Там был представлен Mercedes-SSK, который побеждал на многих гонках 20-х годов, и в его двигателе я увидел свечи Bosch, а на фарах Mercedes-Benz 300SLR, выигравшего гонку Mille Miglia в 1955 году, – знакомый логотип. И таких примеров много. Поэтому спортивные машины и спустя много лет могут достойно показать себя на трассе.
Какого возраста будет самый старый автомобиль, который примет участие в Bosch Klassik?
И.С.: Horch 830Bk 1935 года выпуска.
О.Р.: Этот поистине выдающийся автомобиль украшал собой наш стенд на весенней "Олдтаймер галерее" в "Крокусе". Самое интересное и приятное для нас – что он почти полностью собран из бошевских комплектующих, которые за без малого 80 лет эксплуатации автомобиля сохранили безупречную работоспособность. Раньше говорили, что фары делают лицо автомобиля; так вот, лицо этого красавца – результат работы нашей фирмы. Кстати, даже такой сугубо гражданский автомобиль, как Horch-830, отметился в автоспорте – в 30-е годы спортивные купе этой модели принимали участие в ралли 2 тысячи километров по Германии. Выдержали достойно и получили призовые места.
Можете назвать наиболее интересные машины, которые примут участие в ралли?
И.С.: Не хочу раньше времени раскрывать всех секретов, но несомненный сюрприз готовит партнер гонки – компания BMW, которая сформировала для участия в ралли целую команду очень интересных автомобилей и зрительскую группу поддержки из числа самых преданных поклонников истории баварской марки. Вообще, BMW уделяет особое внимание классике во всех ее проявлениях – джазовой и классической музыке, архитектуре и дизайну, уже много лет спонсирует конкурс элегантности олдтаймеров в итальянском городке Вилла д'Эсте. Активный интерес к поддержке ралли старинных автомобилей со стороны BMW не стал для нас неожиданностью.
О.Р.: Раз уж зашла речь об интересе и поддержке, то Bosch также поддерживает владельцев старинных автомобилей – например, до сих пор выпускает многие комплектующие для давно снятых с производства моделей. Не стоит думать, что мы поставляем детали только для немецких машин. Например, французский Citroen DS23 снабжен системой впрыска Bosch, фары для шведского Volvo 262 – тоже наше изделие.
На каких примерно скоростях машины проходят трассу?
И.С.: В прошлом году неофициальный "рекорд гонки" превысил 100 километров в час. Такого результата удалось достичь на одном из участков отважному Евгению Гергокову на легендарном Mercedes-Benz 300SEL 6.8 AMG по прозвищу "Красная Пила".
О.Р.: Трасса достаточно техничная, изобилующая интересными поворотами. Слишком большую скорость здесь не разовьешь, да это и не главное в гонках олдтаймеров. Впрочем, красивые крены в виражах, антуражный "ле-мановский" старт и сизый дым из-под колес зрителям гарантированы.
И.С.: Специально для удовлетворения любителей посмотреть на рисковые трюки мы пригласили в перерывах между заездами выступить группу мотокаскадеров под руководством известного мастера Марата Канкадзе.
В прошлом году на трассу Bosch Moskau Klassik выходили как машины, специально созданные для гонок, так и "гражданские" модели. Будет ли на этот раз какое-то разделение?
О.Р.: Как я уже говорил, машины будут поделены на классы, это необходимо для более справедливой борьбы. "Ветераны" будут радовать зрителей своим внешним видом, а "спортсмены" – азартом и драйвом. При этом никто не останется в обиде – по комплекту наград будет разыграно в каждом классе.
В прошлогоднем ралли приняли участие машины преимущественно послевоенных годов выпуска. Между тем огромный интерес для зрителей представляют также и гонки более "пожилых" авто. За рубежом довольно часто можно наблюдать соревнования, участие в которых принимают автомобили начала прошлого века. Будут ли на этот раз такие ветераны на Bosch Moskau Klassik?
O.Р.: Самому старому или исторически интересному автомобилю, как правило, выпадает честь стартовать под первым номером, задавая верный тон всему соревнованию. Bosch Klassik в Боксберге в позапрошлом году открывал Buick 1903 года, а в прошлом – фаэтон Ford 1932 года.
И.С.: В Москве в этом году первым стартует очень красивый довоенный BMW.
Какие еще наиболее интересные ралли старинных автомобилей проходят в мире?
O.Р.: "Милле Милья" в Италии – историческое ралли 30-х, возрожденное и преумножившее собственную славу через полвека.
И.С.: "Лондон – Брайтон" в Британии: принимают участие только автомобили, выпущенные до 1 января 1905 года. А вы говорите, "не боятся ли владельцы?". Они ничего не боятся и верят старым механизмам как себе.