ФОТО: ИТАР-ТАСС |
"Дальневосточным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации установлены все обстоятельства затопления в Охотском море в декабре 2011 года самоподъемной плавучей буровой установки "Кольская" и собраны достаточные доказательства для привлечения к уголовной ответственности двух высокопоставленных руководителей открытого акционерного общества "Арктикморнефтегазразведка", - сообщили в СК РФ.
Авария на буровой установке, которая привела к гибели 53 человек, произошла из-за бездействия и.о. главного инженера "Арктикморнефтегазразведки" Леонида Бордзиловского и и.о. замгендиректора компании Бориса Лихвана, считает следствие. Бордзиловский и Лихван обвиняются по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц"). Им грозит до семи лет тюрьмы.
По версии сыщиков, в ходе транспортировки "Кольской" скорость движения была повышена до 5 узлов, что было запрещено в условиях шторма. Кроме того, от удара волны была повреждена обшивка корпуса буровой установки, и началась течь, что привело к возникновению крена.
Бордзиловский и Лихван, зная о возникших проблемах, "не приняли организационных мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указания о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе "Кольской" в режим дрейфования", - подчеркнули в Следственном комитете.
После аварии платформы руководство "Арктикморнефтегазразведки" запоздало распорядилось принять меры для устранения опасности, полагают сыщики. "Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было явно запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным. Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 метров в секунду, и волн высотой 4 - 5 метров произошло увеличение крена платформы и, как следствие, ее необратимое затопление", - говорится в сообщении СК РФ.
Несмотря на то что Бордзиловский и Лихван знали о смертельной опасности, грозящей экипажу "Кольской", они не предприняли ничего для его спасения, хотя платформа тонула более пяти часов. Более того, Бордзиловский запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS. В результате вертолет прилетел на спасение рабочих слишком поздно.
Кроме того, следствие полагает, что именно Бордзиловский настоял на том, чтобы на "Кольской" отправили не только экипаж, но и вахтовиков. Таким образом он сэкономил средства на их перевозке другими судами.
Платформа "Кольская", буксировавшаяся с Камчатки на Сахалин, перевернулась в ночь на 18 декабря 2011 г. в Охотском море. В ожидании помощи люди провели в ледяной воде четыре часа. По данным МЧС РФ, на борту установки находились 67 человек. Спасти удалось только 14. Из воды извлекли 17 тел погибших, 36 человек числились пропавшими без вести. Саму платформу удалось найти на дне моря только в октябре прошлого года.