Состав с нефтью на пути в порт Козьмино. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Одной из причин недостатка нефти является программа санкций в отношении Ирана. Большую роль сыграла также переориентация российских нефтяных потоков с Запада на Восток, в сторону Китая.
Сложившаяся ситуация серьезно ударила по находящейся в состоянии кризиса Европе. В числе наиболее пострадавших могут оказаться такие нефтеперерабатывающие компании, как финская Neste Oil, польская PKN Orlen и венгерская MOL Group.
Между тем при очевидном недостатке нефти на Западе и готовности европейцев платить за нее по самой высокой цене значительные объемы российского черного золота уходят в Китай по гораздо более низким расценкам.
Контракт о поставках российской нефти в КНР был заключен в 2009 году. Согласно его условиям, Банк Развития Китая выдал России 25-миллиардный кредит в обмен на поставку 300 млн т нефти до 2030 г. (по 15 млн т в год). По договору, кредит должен был погашаться за счет части выручки от продажи нефти.
Деньги кредита были направлены, в первую очередь, на строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан" (ВСТО), основным назначением которого по сути является транспортировка нефти в тот же Китай. Трубопровод соединяет месторождения Восточной Сибири с городом Сковородино в Амурской области. Оттуда нефть поставляется в приморский порт Козьмино и в китайский Дацин.
История этого контракта сопряжена с многочисленными попытками российской стороны договориться с Пекином относительно более-менее приемлемой цены на поставляемую нефть. И все же, несмотря на определенные успехи "Роснефти" в этих переговорах, Россия продает КНР нефть по цене, значительно уступающей рыночной. Так, в марте 2011 г., когда мировые цены на нефть были одними из самых высоких и российская Urals, значительно более худшая по качеству, чем нефть, поставляемая в Китай, на мировом рынке торговалась по $110 за баррель, КНР платила лишь $60 за баррель – почти вдвое ниже среднемировой цены.
Формально столь низкая цена объясняется специальной ежемесячной формулой расчета. За основу берется цена, по которой продаются углеводороды в порту Козьмино Приморского края. Если же объемы отгрузок в Козьмино падают ниже 12,5 млн т в год, то в качестве базы для расчета берется нефть, поставляемая из портов Новороссийска. Таким образом, средняя прогнозная цена барреля нефти составляет порядка $50, а общая цена контракта (поставка 300 млн т за 20 лет) составит $65 миллиардов.
Однако, несмотря на колоссальные потери от торговли нефтью с Китаем, восточное направление экспорта продолжает рассматриваться российским руководством как одно из наиболее перспективных. Во многом это продиктовано политическими причинами, предполагающими демонстрацию Западу независимости российского ТЭК от европейского потребления.
В Пекине, в свою очередь, прекрасно понимают, что Россия, построив ВСТО, оказалась в зависимости от единственного крупного потребителя. Это дает Китаю возможность фактически единолично решать, по какой цене покупать нефть. Позиция России осложняется еще и тем, что китайские источники поставки нефти достаточно диверсифицированы, и в случае излишней несговорчивости Москвы он без особых проблем может вообще отказаться от российских поставок.