Фото из архива ИТАР-ТАСС |
"Очень много мифов вокруг этого заболевания. А знаний – мало", – считают представители движения "Пациентский контроль". По их словам, представления россиянина о гепатите ограничиваются наружной социальной рекламой, на которой полуобнаженные женщины легкого поведения обещают принести гепатит в вашу порядочную семью.
Гепатит С действительно может передаваться половым путем. Однако большую часть больных составляют потребители наркотиков.
По словам представителя "Коалиции по готовности к лечению" Сергея Головина, заболеваемость гепатитом во всем мире уже принимает характер эпидемии. В России гепатит С принято называть "ласковой смертью" – несколько лет человек может не замечать, что болен. Поэтому сейчас врачи ждут "всплеска" гепатита С – на самом деле речь идет о тех, кто заразился в конце 90-х, но только сегодня обнаруживает у себя первые признаки болезни.
По экспертным оценкам, именно на конец 90-х пришелся пик заражений этой болезнью. Сейчас, успокоил всех Сергей Головин, гепатит С уже излечим (раньше пациенты должны были принимать препараты пожизненно).
Осложняет ситуацию с гепатитом то обстоятельство, что годовой курс лечения современными препаратами стоит около 500 тыс. руб. – понятно, что среднестатистический россиянин не может позволить себе такое дорогостоящее лечение. Причем излечиваемость гепатита С в мире составляет около 80%, в России же даже современные препараты помогают только в 50% случаев. Все дело в том, что у нас в стране распространен самый сложный тип гепатита С – первый.
Еще более дорогие новейшие препараты даже еще не дошли до России – годовой курс лечения этими препаратами в США и Европе стоит $40 тысяч.
Понятно, что с такими ценами гепатит не остановить. При этом, как утверждают представители международных пациентских организаций, дженерики этих препаратов можно изготовить в сотни раз дешевле. Однако появлению дешевых препаратов препятствуют мировые монополисты.
По словам Сергея Головина, в Египте начали выпуск дешевых аналогов, и благодаря этому лечение обходится в $2 тыс. за один курс на одного пациента. Грузия пошла по другому пути – надавила на мировых производителей, и теперь они продают ей препараты дешевле в рамках различных национальных программ. Так же поступили и многие другие страны. В итоге курс лечения обходится примерно в 2 – 5 тыс. долларов.
Россия же не ведет с производителями препаратов подобных переговоров. В результате на лечение могут рассчитывать единицы. В основном, те, кто болен гепатитом С и ВИЧ одновременно.
Препараты от гепатита и ВИЧ попали в нашем здравоохранении в одну корзину – то есть, отпускается региону 10 млн руб., на лечение того и другого, а там уж регионы сами решают, на что их потратить. "И ВИЧ, разумеется, в приоритете, – говорит Сергей Головин. – Но даже 10 миллионов – это всего лишь 20 пациентов с гепатитом С. Это для регионов огромные деньги. Тем более у них еще и ВИЧ. Плюс еще к цене есть НДС и региональные надбавки, поэтому цены окажутся на 40% выше".
А дальше что? Ничего хорошего, уверены эксперты. Лечить гепатит С в регионах нечем, "хоронить будут пачками, как ВИЧ в свое время, программы сворачивают, и единственная причина – дорогие препараты". В это время "дистрибьюторы навариваются, препарат стоит 19 тысяч, в регионах продают по 35 тысяч", рассказал член движения "Пациентский контроль" Андрей Скворцов.
Всего в прошлом году на лечение ВИЧ и гепатита С было выделено около 16 млрд, из них только 1 млрд 358 млн рублей потратили на гепатит.
В сумме, с учетом всех федеральных и региональных программ, хоть какое-то лечение в прошлом году смогли получить менее 4 тысяч пациентов – то есть 0,8% от всех больных гепатитом С. По словам Головина, чтобы получить бесплатное лечение, россиянам приходится стоять в очереди по многу лет. Но даже в этом случае лечение не гарантировано: "во многих регионах пациентам сразу говорят – гепатитного лечения даже и не ждите".