Владимир Путин осматривает строящийся участок ЦКАД. Фото: ИТАР-ТАСС |
ЦКАД – одна из трех российских мегастроек, наряду с прокладкой высокоскоростной железнодорожной линии Москва – Казань и модернизацией Транссиба. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент сам определил их в число приоритетных инфраструктурных проектов. Тогда же он сообщил о решении распечатать Фонд национального благосостояния для финансирования строительства.
В общей сложности, в проекты предполагается вложить 450 млрд руб. средств ФНБ. Из них 150 млрд полагается ЦКАД. Весь объем необходимых для новой кольцевой дороги инвестиций на данном этапе оценивается в 300 – 350 млрд рублей. Еще 74 млрд добавят из госбюджета, остальное планируется привлечь от частных инвесторов. Ранее речь шла о куда меньшей сумме – 232 миллиарда. Однако и срок завершения строительства назывался другой: 2020 – 2025 год. Теперь же с подачи Минтранса предлагается проложить трассу ударными темпами и сдать ее "под ключ" в 2018-м. По странному стечению обстоятельств это год следующих президентских выборов.
О том, чем оборачивается в России подобная спешка, лучше даже не вспоминать. Можно лишь отметить, что активная фаза строительства должна начаться 1 января 2014 года. Таким образом, на все про все полагается четыре года. Примерно столько же было отведено олимпийской стройке в Сочи. Вести с приморских полей доходят разные. Результата осталось ждать недолго.
В июле текущего года, поручая правительству до 1 октября 2013 г. представить предложения по параметрам, источникам финансирования и механизмам реализации всех трех проектов, Путин отмечал, что ЦКАД будет "заново проложена по Московской области и территории Новой Москвы. "Это новый проект, который изменит всю логистику перевозок в европейской части РФ, свяжет центральные регионы страны, даст им новые возможности для развития, позволит разгрузить Москву от "транзита", улучшит транспортную и экологическую обстановку в самой столице", – говорил он.
В истории с ЦКАД прослеживается еще одна параллель с Сочи: вопрос о выкупе частных земель, попадающих в зону строительства. На вчерашнем совещании президент особо подчеркнул необходимость "пресекать любые спекуляции и любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли". По словам главы государства, нужно минимизировать ценовые риски проекта. Он добавил, что рассчитывает на активное содействие в этом вопросе властей столицы и Московской области. Надо полагать, сочинский опыт решения столь щекотливого вопроса им тоже пригодится.
Также Путин акцентировал внимание на стоимости проезда по дороге, которую предполагается сделать скоростной (до 140 км/час) и платной. "Это должна быть такая величина, которая доступна будет для граждан и необременительна для участников экономической деятельности", – пояснил президент. Здесь вспоминается аналогичный призыв, касающийся цены билетов на будущих скоростных поездах до Казани. Недавно РЖД обнародовали их расчетную стоимость, которую оказалась не такой уж доступной для подавляющего большинства населения, хотя вполне приемлемой для бизнесменов и представителей среднего класса. Именно они, скорее всего, и станут основными потребителями различных "скоростных" услуг.