ФОТО: АР |
Несмотря на то что выпущенные ракеты были всего лишь мишенями для РЛС и не несли боевого заряда, сообщение об их появлении имело эффект разорвавшейся бомбы. Буквально сразу после того, как Минобороны РФ сообщило о пусках двух баллистических ракет, котировки на основных торговых площадках устремились вниз. Котировки нефти, напротив, устремились вверх. Цена на нефть Brent за считанные мгновения подскочила более чем на $1 за баррель, так как участники рынка вполне ожидаемо приняли пуск ракет в Средиземном море за начало военной операции в Сирии, грозящей приостановкой поставок нефти с Ближнего Востока.
Котировки нефти Brent на торгах 3 сентября достигли максимума за три торговых дня, поднявшись до ценовой отметки $115,74 за баррель. Это их самый высокий показатель с 29 августа.
Паника на рынках прекратилась лишь после того, как Минобороны Израиля сообщило, что Израиль и США тестировали ракеты-цели Anchor, используемые для проверки боеготовности противоракетных систем. В израильском военном ведомстве подчеркнули, что подобные пуски являются обычным делом и планируются заранее.
"Паника, вызванная сегодняшними сообщениями о пусках ракет в Средиземноморье, объясняется высокой степенью напряженности в связи с ситуацией в Сирии (возможным ударом по сирийским целям со стороны США) и необычной бдительностью, проявленной с российской стороны", - прокомментировали в израильском Минобороны. После этого котировки на мировых биржах несколько восстановились, хотя так и не смогли вернуться на положительную территорию, занятую на открытии торговой сессии.
Безусловно, хорошо, что ракетные стрельбы в Средиземном море оказались не боевыми и единственными их негативными последствиями стали дополнительные седые волосы на головах биржевых трейдеров. В то же время проведенные Израилем и США учения, и главное – реакция на них мира, могут свидетельствовать о многом.
Первый их результат говорит о том, что ощущение близости войны в мире сегодня велико, как никогда. Финансовый и нефтяной рынок – одни из самых чутких индикаторов всего происходящего на планете. Вчера они довольно четко продемонстрировали, что понимание того, что война может начаться в любой момент, настолько сильно, что реагирование на нее происходит в считанные секунды.
Второй, не менее важный момент, заключается в том, что уже изначально эта, кажущаяся неизбежной военная операция, рассматривается не как нечто локальное, а как кризис глобального уровня, по своей значимости ничуть не уступающий событиям 11 сентября 2001 года.
Несмотря на то что по всем расчетам удар по Сирии не должен перерасти в затяжную военную операцию с участием США и других стран НАТО, мир невольно ждет от него чего-то большего и крайне негативного.
Одним словом, американско-израильский ракетный фальстарт неожиданно для многих обнажил истинные настроения и ожидания, преобладающие, по крайней мере, в развитых странах.